— Самый важный вопрос сейчас — вопрос безопасности ЕГЭ, — не сомневается Сергей Горбун. — Поэтому мы постоянно контролируем ситуацию. Последняя проверка прошла с 0.00 до 6.00 в день сдачи ЕГЭ по математике. Абсолютно все конверты с КИМами были проверены и оказались невскрытыми. Крупных нарушений не было и на экзаменах. А те, что зафиксированы, носят частный характер. Например, на одном пункте приема экзаменов был плохо организован вход детей и скопилась очередь. На другом — вовремя не вывесили список экзаменов.
Досрочная сдача экзаменов в Москве также прошла без скандалов. Являясь регионом-лидером по числу досрочников (300 человек), Москва тем не менее не превратила эту возможность в «левый» канал получения результатов ЕГЭ:
— В Москве в основном ЕГЭ досрочно сдавали спортсмены. Но для них экзамен проходил так же, как и в обычные дни. Я сам лично посетил много пунктов приема экзаменов, — сообщил Горбун.
Не было в Москве, по его словам, и ЕГЭ-туризма с целью «облегченной» сдачи Госэкзаменов в кишлаках и аулах юга:
— Мы проверили всех выбывших детей, - и все они уехали по объективным причинам.
Единственное, что можно было инкриминировать московским школьникам, это попытки использовать мобильные телефоны на экзаменах, признал Горбун. В результате только с русского языка, по его данным, были удалены более 30 человек. А это, подчеркнул он, «трагедия не только для этих детей, но и для их учителей».
Правда, по большому счету москвичи от своей честности только проиграли:
— Пусть в Москве при сдаче ЕГЭ был порядок. Но если в других регионах на ЕГЭ у нас гуляй-поле, то наши дети оказываются в неравноправном положении по сравнению с их выпускниками, — отметил глава комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков.
Другой особенностью московского ЕГЭ, подмеченной самими учениками, стало отсутствие во многих школах общественных наблюдателей. Общественным наблюдателем может стать любой родитель — но только не там, где сдают экзамен его дети. Может быть, поэтому в большинстве школ столицы, ставшими ПСЭ (пунктами сдачи экзамена), никаких волонтеров не было.
Выпускница по имени Лилия из небольшого подмосковного городка поделилась:
- У нас была одна бабка-общественница в кабинете во время сдачи русского. Она натурально придиралась! Рыскала под партами, чуть ли не под юбки нам лазила в поисках телефонов. Она мешала и отвлекала от экзамена даже тех, у кого не было намерения списывать. Но организаторы молодцы, поставили ее на место.
А другой добровольный наблюдатель Антон нашелся в Медведково:
- Когда я сам сдавал ЕГЭ, то прекрасно знал математику, а результат по ЕГЭ у меня оказался крайне низкий, - признается он. - Поэтому к ЕГЭ по математике у меня научный интерес — как так могло получиться? Ну и увидел, что за эти годы почти ничего не изменилось — ну разве что «гаджеты», помогающие списывать, стали современнее. Наушники и прочие приспособления прятали под длинными волосами, под бельем и под юбками. Девочки без конца задирали юбку и поглаживали коленку, или поправляли бюстгальтер, или теребит свои локоны. А парни с умным видом пялились в наручные часы или «чесали» спину, одновременно заглядывая внутрь пиджака.