31 мая стало известно, что 11-классница из Томска во время ЕГЭ по русскому языку сфотографировала свой бланк и с помощью MMS отправила приятелю, который тут же выложил материалы в Интернет. Результаты ЕГЭ девушки аннулировали, и пересдать экзамен она сможет только через год.
— И это правильно, ведь основная задача ЕГЭ — обеспечить всем ребятам равные условия, — считает зампредседателя Комиссии по образованию Общественной палаты РФ Любовь Духанина. — Я бы рекомендовала родителям, чьи дети учатся в 9-х, 10-х классах, выступить в роли общественных наблюдателей на экзамене — так мы сможем создать максимально открытую систему сдачи ЕГЭ. В этом году в Москве сделали удобную систему записи в наблюдатели: через сайт Департамента образования.
— Желание оправдаться со стороны чиновников от образования вполне объяснимо, — уверен руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Ведь в противном случае нужно будет признавать неверно выбранный путь, кого-то наказывать, лишать постов и «терять лицо». Важнейшая проблема — это зависимость от результатов ЕГЭ, в которую государство поставило массу людей — от самих учеников до преподавателей и чиновников. Ненормально, когда от экзамена зависит судьба выпускника, карьера учителя, рейтинг и финансовое благополучие школы... Существующий сейчас механизм ЕГЭ невозможно усовершенствовать ввиду массовости задействованных в нем структур и людей, а также территориальной обширности страны. Вот, скажем, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина выстроил сейчас в Москве такую систему, что эксцессы если и случаются, то в минимальном объеме. Но в регионах сделать такое крайне сложно. Оттуда даже не всегда доходит информация о происшествиях в сфере ЕГЭ, поскольку местное руководство старается максимально оставить сор в избе и не афиширует проблемы, дабы избежать наказаний из центра.
По мнению Панина, в системе масса слабоконтролируемых мест. Разработка КИМов, их комплектование-сборка, шифрование и пересылка, затем деятельность региональных комиссий, которые отвечают за структурную часть экзаменов, — на любом этапе информация может утечь — и утекает.
— Ливанов недавно рассказывал, как они пересылают в регионы КИМы ЕГЭ, как отправляют зашифрованные диски за неделю-две, а потом за несколько часов перед экзаменом сообщают пароль. Но такие меры безопасности в наше время просто смешны! Наши многочисленные программисты могут легко сломать эти пароли, если кто-то предоставит им копию.
— Можно ли реформировать систему ЕГЭ? Скажем, ввести различные КИМы для разных часовых поясов?
— В принципе, здравое зерно в этом шаге есть. Для школьников это действительно затруднит обмен информацией, но для тех, кто информацией располагает по роду работы, разницы не будет. Поэтому я считаю, что выход только один — «отвязывать» результаты ЕГЭ от возможности поступления в вуз.
Евгений Балабас
Светлана Плешакова
А как у них?
Аналоги ЕГЭ существуют во многих зарубежных странах еще с тех пор, когда в России о подобной системе и речи не шло. Но, несмотря на это, подобные способы тестирования и там сопряжены с рядом проблем — это характер самих вопросов, критерии оценки и прочее.
Однако проблема утечки ответов среди всех этих аспектов — не самая главная. И причина кроется в географической специфике. Допустим, в России москвичи могут узнать, что было в тестах ЕГЭ, потому что к моменту начала тестирования в Белокаменной во Владивостоке его уже прошли. У европейцев же подобной опции просто нет.
Поэтому проблема утечки тестов и ответов за рубежом стоит наиболее остро в США. В частности, в январе 2010 года южнокорейский преподаватель (в Южной Корее учащиеся регулярно сдают американский тест SAT, дабы иметь возможность продолжить обучение в США) был обвинен в организации утечки, ставшей возможной именно из-за разницы во времени.
Есть и примеры другого характера — речь идет об элементарном воровстве, например, из центров, где готовят тестовые задания. Здесь роль играет, конечно же, все тот же человеческий фактор — никто не может поручиться, что кому-то из сотрудников не придет в голову слить разработанные вопросы. Из-за подобного рода аферы, например, все в той же Южной Корее в этом году было вовсе отменено проведение теста SAT — стало известно, что некоторые преподаватели завладели тестовыми заданиями и ответами и предлагают их студентам. Сейчас по имеющимся фактам проводится расследование; как минимум 10 человекам был запрещен выезд из страны в связи с этим.
Таким образом, механизма предупреждения мошенничества в сфере общего тестирования нет и, очевидно, быть не может. Структуры, ответственные за проведение тестов надлежащим образом, регулярно сталкиваются со все новыми вызовами. Что касается наказания, то речь, как правило, идет о штрафе, однако не исключен и тюремный срок.
МЕЖДУ ТЕМ
В связи с появившимися сообщениями о якобы имеющихся в Интернете настоящих заданиях ЕГЭ по математике Рособрнадзор сообщает:
«Проведенный Рособрнадзором анализ показал, что данные материалы являются:
— примерами и задачами открытого банка заданий, из которых формируются КИМы текущего года;
— псевдоКИМами, которые компилируются из демоверсий и заданий открытого сегмента;
— КИМами прошлых лет.
Призываем всех участников ЕГЭ, особенно выпускников школ, не доверять тем коммерческим предложениям, которые в конечном итоге ставят под вопрос успешное окончание школы в этом году».
Смотрите по теме: Первый ЕГЭ: "В начале было очень страшно..."