Политика России должна стать культурной

И это поважнее, чем нефть

И это поважнее, чем нефть

Приезжаю в Россию. Включаю телевизор. Какой-то ужас! Одни американские фильмы низкого качества, в которых царит насилие, и сплошные программы для неудовлетворенных домохозяек, с ведущими, постоянно употребляющими английские слова, чтобы показать, какие они крутые.

На ум сразу приходят три вопроса.

Лет через сто россияне будут еще говорить по-русски?

Иностранцы будут пользоваться «великим и могучим языком» Пушкина?

И что будет известно за границей о культуре страны, в которой жили Гоголь, Толстой, Достоевский?

Глобализация и Интернет изменили мир кардинально. Какие-то страны получили от этой революции большую пользу, другие находятся в сложном положении и будут серьезно проигрывать, если эффективно и с умом не встанут на защиту своих национальных ценностей.

Кое-где наблюдается настоящая культурная колонизация. И я сам себя спрашиваю: каким образом молодые граждане этих малоразвитых стран могут понять, например, величие произведений Чехова? Ведь культура — это не просто передача информации. Одно дело питаться в фастфуде, другое — в хорошем ресторане. Качества ингредиентов, знание блюд и развитый вкус людей позволяют ощутить разницу между «пластмассовым» гамбургером и лазаньей, приготовленной по всем правилам.

Русская (как и итальянская) культура является одной из ведущих в мире. Однако в последнее время солнце не светит, как раньше, особенно за границей. После окончания идеологической войны Россия внезапно стала «скучной, неинтересной и немодной» в глазах международной общественности. Неровен час, скоро придется писать только о скандалах в Большом театре, чтобы попасть на страницу о культуре в западных газетах.

«Нас не понимают!» — этот ответ давно звучит в стане консервативных сил. А почему никому не приходит в голову, что, может, кто-то не умеет объяснять?

«Надо поднять «имидж» России», — командует власть. Но как?

Для начала надо понять, что это за штука такая — «имидж».

Недавно я прочел интересную статью про внешнюю культурную политику Японии. В ней автор пишет о двух ее главных векторах: распространение японского языка среди иностранцев и продвижение собственной поп-культуры за границей. Цель простая. Цитирую: «Создавать благоприятный имидж страны за рубежом и защищать собственные национальные интересы в мире».

Японцы методичны, как немцы. За эти вопросы отвечают две государственные организации. Думается, ничтожная доля процента россиян занимаются японским языком. Но есть ли дети, которые не смотрели японских мультипликационных фильмов? И есть ли образованные люди, которые не читали хотя бы одно произведение Мураками, опубликованное в последние годы?

Мирный договор с Токио не получается подписать с 1945 года, но даже Президент РФ увлекается дзюдо. А сколько россиян каждый день кушают суши и покупают японскую технику?

Не хочется быть банальным, но обычно как раз зрители или читатели и превращаются в потребителей товаров полюбившихся им стран. Логика исключительно «почем?» не работает.

А теперь давайте рассмотрим действия России в этой новой мировой культурной реальности. Причем воспользуемся теми же самыми японскими векторами.

Почему многие трудовые мигранты из СНГ не в состоянии связать два русских слова? Они же люди из вашего, советского мира! Как такое может быть на пространстве, где еще в начале 1990-х все поголовно говорили по-русски?

В некоторых бывших союзных республиках молодые люди стали изучать английский язык, потому что не было возможностей заниматься русским. Даже такие элементарные вещи, как учебники, отсутствовали — и продолжают отсутствовать.

А каких успехов добилась за границей в последние два десятилетия российская поп-культура? Объективные ответы вы можете получить, опрашивая иностранцев и не читая местной «желтой прессы».

Далее. В 2012 году Россия была приглашена на книжные ярмарки Лондона и Турина. Какой резонанс был от этих событий в Англии и в Италии? Судя по российским книгам, издающимся в этом году у нас на полуострове, незначительный.

В то же время в итальянских кинозалах вовсю идет «Сибирское воспитание» режиссера Сальватореса — фильм, основанный на одноименной книге Николая Лилина о молодежи в «далекой области России… Приднестровье»!

«Наша литература потеряла многих читателей на Западе, — признал однажды Захар Прилепин. — Но это политическая проблема. Страна не привлекает к себе внимания».

Хотя я даже не помню, когда в последний раз Россия получила Нобелевскую премию по литературе, талант у ваших писателей, историков, артистов, актеров остается прежним, то есть огромным. В течение десяти лет ваши фильмы дважды удостоились «Золотого Льва» в Венеции. Вопрос тут другой: маркетинговый. Было очень трудно найти произведения Звягинцева и Сокурова. И их мало рекламировали.

Фундамент всех этих дел, однако, не только коммерческий. Он гораздо шире и определяется культурной политикой страны, умением развивать гуманитарные науки.

О, простите! Я забыл, что современная Россия — энергетическая сверхдержава. Тогда скажем по-другому: нефтью имиджа каждой страны являются гуманитарные науки.

80 лет назад нацисты подожгли 20 тысяч книг на площади Оперы в Берлине. Радостные студенты бросали в пламя ценности мировой культуры. Официально они хотели остановить «упадок и моральное разложение страны» и «расчистить дорогу для немецкого пути».

В современной России огонь вдруг стал атаковать такие символы вашей культуры, как Переделкино (литературный городок под Москвой) и ГИТИС (университет театрального искусства). Тревожные слухи о спекуляциях с недвижимостью ходили давно. Пожары в очагах культуры были случайными совпадениями? У меня нет на это ответа.

«Там, где сжигают книги, закончится сожжением людей», — предупредил в 1821 году немецкий поэт Генрих Гейне.

И еще. Как можно ставить под сомнение огромную работу, проделанную за последние годы Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), и престиж, заслуженный им на международном уровне? Является ли грехом «производить» свободные (и часто успешные) мозги? Или физическое расположение вузов в сердце Москвы является критерием в оценке их деятельности?

С облегчением узнал о президентском указе объявить 2014 год в РФ Годом российской культуры. Автор статьи о внешней культурной политике Японии также пришел к выводу, что в этом деле роль государства — стратегическая.

У России есть большие неиспользованные возможности. «Сколько современных американцев в реальности знают, кто такой Карнеги? Но он основал один из самых важных фондов в мире, и об этом американцы в курсе!» — говорит мой университетский «маэстро» академик С.О.Шмидт. (Точнее, говорил... В среду до меня дошла печальная весть о кончине Сигурда Оттовича. Вечная и светлая память великому человеку!)

Когда уже эти ваши олигархи устанут тратить деньги на очередные яхты и футболистов и начнут заботиться о своих согражданах? Меценатство в царской России было одной из важных черт общества. Кто такой был Третьяков? Московский Карнеги, который любил картины.

Если вы обратили внимание, о культурной политике Италии в мире я пока умолчал. Сердце болит. Я имел возможность долго с завистью наблюдать, как хорошо работают в России французы. Но недавно, к своему приятному удивлению, обнаружил, что и наш институт культуры реорганизовался в лучшую сторону. Работа пошла, и с такими качественными инициативами Москва скоро может стать уже «четвертым Римом».

Кстати, у его нового шефа лазанья получилась вкусной, несмотря на недорогие ингредиенты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру