Как ранее писал «МК», с 1 марта 2013 года согласно постановлению правительства Москвы в городе начал действовать запрет на движение по МКАДу с 6 утра до 10 вечера (с мая по октябрь, в «дачный сезон» — до полуночи) автотранспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, но это ограничение касалось лишь тех фур, которые следовали через Москву транзитом. Поначалу сумма штрафа за нарушение этого запрета составляла 300 руб., а с 20 апреля 2013 года она возросла до 500 рублей. С 1 мая 2013 года это ограничение распространилось на все грузовики с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн — по замыслу столичных властей, такой подход должен был разгрузить МКАД и сделать лучше всю транспортную обстановку в городе.
Вполне естественно, что эту законодательную инициативу необходимо было подкрепить соответствующим дорожным знаком, и единственным претендентом на эту роль был знак, фигурирующий в ГОСТ под номером 3.4 — «Движение грузовых автомобилей запрещено», представляющий собой красный круг с изображением грузовика внутри. У него имеется целый ряд достоинств — во-первых, на знаке можно указывать любую разрешенную максимальную массу большегрузов, и всем водителям фур, которые тяжелее этого ограничения, сразу понятно, что въезд для них запрещен. С другой стороны, этот знак не вводит в заблуждение автомобилистов на легковушках.
Для того чтобы у водителей фур не было соблазна нарушать это правило, с 1 июля 2013 года в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — решено ужесточить наказание до 5 тысяч рублей. А чтобы шоферы грузовиков не попали под такое суровое наказание случайно, под знаком 3.4 по закону должны быть размещены таблички, где в том числе указывается, в какое время им «заказан» въезд на МКАД.
Казалось бы, здесь все просто и понятно. Однако чиновники Департамента транспорта решили пойти другим путем, и вместо знака 3.4 недавно начали массовую установку на МКАДе и заодно Третьем транспортном кольце столицы знаков «въезд запрещен», то бишь «кирпичей», сопровождая их табличками с указаниями типа транспортного средства, то есть грузовика, и времени, когда действует данное ограничение.
Чтобы понять, где ошибка столичных транспортников, достаточно заглянуть в стандарты ГОСТ. Знак 3.1 — «въезд запрещен» — ставится на дорогах с односторонним движением, на выделенных полосах для движения маршрутных транспортных средств, а также при въездах на прилегающие территории. Естественно, что ни МКАД, ни Третье транспортное кольцо целиком не подпадают ни под одну из этих категорий, и в этом можно заметить уже первый «косяк» чиновников.
Однако на этом «кирпичная» история не заканчивается: знак «въезд запрещен» по закону может либо быть «одиноким», либо сочетаться лишь с двумя табличками. Одна из них указывает на ту полосу, над которой он висит, а другая показывает расстояние до того места, где начинает действовать «кирпич». Ни табличек с другими направлениями, ни табличек, указывающих конкретный вид транспортных средств, ни любых других обозначений использовать вместе с «кирпичом» попросту нельзя. Однако на МКАДе и ТТК «кирпичи» в компании некорректных дополнительных указателей встречаются сплошь и рядом.
А теперь представьте: пенсионер на стареньких «Жигулях» едет в столицу, к примеру, из Воронежа, и въезжает на МКАД, где неожиданно замечает на обочине знак «въезд запрещен». Пожилой человек явно не отличается остротой зрения и едет в каком-нибудь третьем ряду — что ему делать? Он же не будет нарушать ПДД, а подъехать поближе дорога позволит далеко не всегда. И вот старичок сбавляет скорость, мешкает и потенциально создает на дороге аварийную ситуацию, причем его вины в этом нет. Кроме того, по простой логике вещей знак «въезд запрещен» должен ставиться при въезде на дорогу — ведь что должен делать водитель-дальнобойщик, уже оказавшийся на МКАДе, если прямо перед ним виднеется «кирпич», а съехать до него в сторону никакой возможности нет? Возможно, ему стоит остановиться, включить аварийку и дождаться вечера, чтобы продолжить движение? Но ведь такие действия со стороны шофера огромной фуры на и без того вечно забитом МКАДе — полный абсурд! Ради чего же, в таком случае, чиновники ставят такие странные обозначения в неположенных местах? Напрашивается объяснение, которое, как обычно, связано с большими деньгами.
Дело в том, что за простое нарушение знака «въезд запрещен» без выезда на встречную полосу водителям обычно приходится платить по 300 рублей (КоАП РФ, глава 12, статья 12.16, часть 1), однако в случае выезда на встречку сумма этого штрафа увеличивается до 5 тысяч рублей (та же статья КоАП, часть 3) и грозит незадачливому автолюбителю лишением прав. Как сообщил «МК» источник в мэрии, сотрудники ДПС уже сегодня активно штрафуют всех водителей фур на МКАДе и «трешке» за каждый проезд под «кирпич» в дневное время не на 500 рублей, как предусмотрено постановлением, а, не дожидаясь 1 июля, сразу на 5 тысяч, как за выезд на встречку. Выгода налицо — 4,5 тысячи рублей. Возмущение дальнобойщиков растет день ото дня, ведь одна такая поездка может оказаться для них по-настоящему разорительной. Кто виноват в такой ситуации и кому выгодно «кормить» дорожных полицейских? За комментариями по «кирпичной» проблеме мы обратились в столичный Департамент транспорта. Работники местного пресс-центра направили меня к Александру Ермакову, директору компании, выступающей в роли консультанта столичного Дептранса; этот чиновник, в частности, вплотную занимался проектом установки знаков «въезд запрещен» на МКАДе и ТТК.
— Мы выбрали для установки в этих местах дорожный знак «кирпич» как единственно возможный вариант, — говорит Ермаков, — ведь знак 3.4 («движение грузовых автомобилей запрещено»), его единственный «конкурент», действовал только на транзитные грузовики. А с 1 мая 2013 года запрет на въезд на МКАД, как известно, распространяется на все грузовые транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, и только знак «въезд запрещен» мог помочь нам привести дорожные обозначения в соответствие с законом.
— Но «кирпич» не сочетается с теми табличками, которые вы используете...
— Согласно ГОСТу — да. Но мы обратились в ГИБДД России, и нам было выдано специальное разрешение, согласно которому мы можем комбинировать знак «въезд запрещен» с табличками, которые не использовались ранее.
— А как быть с тем, что знак «въезд запрещен» ставится иногда прямо посреди МКАДа?
— Такого быть не должно: у водителя-дальнобойщика, если перед ним «кирпич», всегда должна быть возможность свернуть на дорогу, ведущую в Подмосковье. Если же подобные знаки ставятся прямо посреди МКАДа, то это, естественно, ошибка — скорее всего, допущенная специалистами столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Однако источник в столичной мэрии не согласился со словами чиновника. Во-первых, в ПДД в описании знака 3.4 — «движение грузовых автомобилей запрещено» — нет ни слова про транзитные перевозки, а потому не вполне понятно, по каким именно показателям он проигрывает «кирпичу» в борьбе за право установки на МКАДе. Во-вторых, использование любых новых комбинаций дорожных знаков, не прописанных в ГОСТе, по закону должно проводиться в качестве эксперимента, с обязательным развешиванием на дорогах предупреждающих плакатов для оповещения водителей. На таких транспарантах необходимо указывать, какие именно новые знаки и где внедряются в данный момент, что они означают и когда кончается эксперимент по их введению. А то, что происходит в данный момент, и основанием для чего является весьма сомнительное спецразрешение от ГИБДД России, которое нигде не было опубликовано, наводит на мысли о том, что действия чиновников все же не укладываются в рамки закона.
— Эта ситуация с установкой «кирпичей» чревата возникновением множества ДТП как с участием опытных водителей, которые провели за рулем не один десяток лет, так и с участием молодежи, которая только села за руль, — говорит адвокат Константин Трапаидзе. — Знак «въезд запрещен» очень яркий и заметный на дороге и обычно вызывает у водителей одну и ту же стойкую реакцию: они стремятся поскорее остановиться перед ним. Естественно, на таких скоростных трассах, как МКАД или Третье транспортное кольцо, это может привести к возникновению множества ДТП. Водителям, попавшим в такие аварии, будет очень тяжело доказать в суде, что во всем виноваты неправильно установленные дорожные знаки, — уж слишком нелепо будет звучать подобное обвинение. Хотя чисто технически, согласно стандартам ГОСТ и многочисленным регламентам, ставить «кирпичи» на таких дорогах и тем более комбинировать их с различными табличками действительно нельзя. Что касается штрафов, взимаемых сотрудниками ДПС с водителей фур, — я бы не стремился винить во всем дорожных инспекторов: дальнобойщики заранее знают, что нарушают закон, въезжая днем на МКАД, осведомлены они и о денежном наказании. Просто «кирпичи», в свою очередь, дают возможность дорожным полицейским брать штрафы гораздо крупнее, чем они могли бы брать в обычной ситуации.
Ситуация классическая: власти вроде бы затеяли благое дело, но сами же все испортили. Жажда наживы и простая человеческая глупость, по старой традиции, оказываются сильнее любых здравых законодательных инициатив.