В статье «Первая и единственная» (МК, 11.05.12) мы рассказали об истории возникновения этого отряда и о подвиге водолазов. Еще 13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ, были преобразованы в единый орган — Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Ее руководителем был назначен чекист Лев Захаров-Мейер. Строить новые корабли дорого, решили в правительстве, — проще и дешевле поднимать затонувшие суда, свои и чужие (особенно военные), ремонтировать их и вводить в строй. И государственную казну можно пополнить: это работоспособные механизмы, и вооружение, и дорогостоящие цветные металлы. Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа, преобразованная потом в техникум. Заведовало всем этим обширным хозяйством Главное управление ЭПРОНа. Постепенно расширялся круг задач: спасение отечественных и иностранных судов, терпящих бедствие в своих и чужих водах, строительство портов, прокладка подводных трубопроводов. Появились собственные спасательные суда, понтоны, подводная техника. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Штатные экспедиции-подразделения появились на всех морских театрах. И даже такой экзотической вещи, как подводная археология, нашлось место в планах деятельности ЭПРОНа.
Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ. В 1927 году инженер ЭПРОНа А.З. Каплановский спроектировал камеру для наблюдения во время погружения на большие глубины. Ее незначительно измененные модификации применяются по сей день. Под флагом Экспедиции в 1932 году сконцентрировалось водолазное и судоподъемное дело на всех морях и реках Союза. Отдельные партии Экспедиции работали в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. Южная база — в Севастополе, Керчи, Новороссийске, Туапсе, Батуми, Баку. Среди водолазов 27-го отряда ЭПРОНа была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова.
Нина росла старшим ребенком в многодетной семье. И мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась работать у чужих. Она всегда помнила наказ отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать. И на плохое никогда не отвечать плохим». Нина всегда руководствовалась этим правилом. После окончания школы в Череповце уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году, получив диплом, была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все посмотреть сама. Руководство, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это был единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.
Значимость работы 27-го отряда ЭПРОНа в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Ладожское озеро - крупнейшее в Европе. Штормы возникают внезапно, и волны могут достигать высоты 6 метров. Плавание всегда было связано с большим риском. Ладожское озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Неслучайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта, начиная с плана «Барбаросса». В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На «Дороге жизни» Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации.
Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Войсками был занят пятачок земли, насквозь простреливаемый пулеметным и оружейным огнем. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не удавалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов авиабомб и снарядов. Задачу по буксировке техники под водой не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду, несмотря на постоянный огонь и бомбежки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть уходила под лед на дно реки через многочисленные полыньи.
В сентябре - октябре 1941 года из затонувших барж было поднято свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой смелые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Вместе со всеми Нина Соколова совершала погружения и готовила основания для причальных свай. Под ее руководством водолазы сооружали площадки для спуска на воду в бухте Гольсмана и у маяка Кареджи. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Гитлеровцы пристреляли участок и разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали их. И в их числе была военный инженер Нина Соколова.
Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Радиосвязь тогда использовалась мало, хороших радиостанций почти не было. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Но для этого требовалось 45 км бронированного кабеля. Водолазы и связисты работали и днем и ночью. 30 октября связь была установлена. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро от мыса Кареджи до Осиновца для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале и снова — в свой отряд.
«Волховская ГЭС - Ленинград», линия электропередачи (ЛЭП), была сооружена по решению Военного совета Ленинградского фронта от 7 августа 1942 года для снабжения электроэнергией блокированного Ленинграда. Кабель для подводной части изготовили на заводе «Севкабель», где его называли «кабелем жизни». 23 сентября 1942 года Волховская ГЭС по ЛЭП была подключена к системе Ленэнерго, энергетическая блокада Ленинграда прорвана. 7 ноября 1942 года электроэнергию получили около 3 тыс. жилых домов Ленинграда. Пережившие блокаду ленинградцы помнят, как в их домах зажегся электрический свет. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. На Ладоге она дважды получила ранение - в ногу и в плечо, были и контузии. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда. Кронштадта, Таллинна, разминировали мосты. Ее личный счет часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни. После освобождения Ленинграда от блокады Нина Васильевна получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-Морских Сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала курс гидравлики и гидродинамики, передавая знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Ее имя занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей — Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-ом году жизни, легендарной женщины не стало...
После публикации этой статьи в «МК» мы узнали, что к столетию со дня рождения Нины Соколовой правительство Санкт-Петербурга по необъяснимым причинам отказывается установить памятную доску на доме, где жила героическая женщина. Главный редактор Павел Гусев 8 августа обратился с письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко: «… С изумлением мы узнали, что даже к столетию героини мэрия города отказывается установить памятную доску на доме, где она жила. (письмо вице-губернатора В.Н.Кичеджи от 6 июня этого года за № 76-48543). Зная Ваше особое отношение к воспитанию патриотизма в подрастающем поколении, просим Вас принять личное участие в увековечении памяти первой и единственной женщины-водолаза Нины Соколовой.»
Письмо было рассмотрено лишь два месяца спустя. Ответ Комитета по культуре уникален. Он гласил: «…Уважая память и заслуги Нины Васильевны, вынуждены обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 с татьи 4 Закона рассматриваются только предложения, поступившие от государственных, общественных организаций и других юридических лиц… Вопрос об установлении мемориальной доски Н.В.Соколовой может быть рассмотрен на Совете по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга после получения Комитетом документов, указанных в пункте 2 статьи 4.» 10 декабря 2012 года общественностью Санкт-Петербурга отмечалось 100-летие со дня рождения легендарной женщины – Нины Соколовой. Правительство города уклонилось от участия в торжествах. Памятная доска на доме так и не появилась. Можно ли после этого говорить о патриаотизме питерских чиновников? Или о том, что в городе, перенесшем блокаду, потерявшем сотни тысяч жителей, свято чтут память воинов-освободителей?
Теперь ходатайство уже от Совета депутатов муниципального образования Чкаловское Петроградского района предоставлено в Комитет по культуре Правительства, без которого увековечивание невозможно. В сентябре этого года ходатайство будет рассмотрено. Активно занимаются этим вопросом два депутата Петроградского района Александр Слизкий и Николай Савицкий, а также врач Галина Алейникова. Среди них почему-то нет скандально известного депутата Милонова. Уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, гордость за наследие, оставленное потомкам - необходимые условия для воспитания подлинного патриотизма.
Сергей БЫЧКОВ
Досье «МК»: Василий Кичеджи - вице-губернатор Санкт-Петербурга с 2011 года. Родился в рабочем поселке Песочный на окраине Челябинска. Родители по национальности гагаузы, жили в Бессарабии. После войны все молодое население было депортировано за Урал. Отец работал на заводе, мать — санитарка в больнице. В семье было трое детей. Школу окончил в Челябинске, оттуда же ушел в армию. В 1980 году окончил Московский заочный институт советской торговли по специальности «управление народным хозяйством». С 2004 года— доктор экономических наук, тема — «Межрегиональная интеграция как необходимое условие реализации стратегии эффективного развития российской экономики».
В 1976—1982 годах - директор хозрасчетного предприятия вагонов-ресторанов. В 1982—1986 годах — генеральный директор комбината питания Челябинского тракторного завода. В 2007—2009 годах — генеральный директор ООО «Тамбов-цемент». В 2009—2010 годах — руководитель Департамента транспорта и связи Москвы. С сентября 2011 года — вице-губернатор Санкт-Петербурга. Отвечает за решение вопросов научной политики Санкт-Петербурга, высшего, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации. Предприниматель-миллионер, владелец радиостанций «Говорит Москва», «Главное радио». Крупный акционер телеканала «Столица». В 2012 году с задекларированным семейным доходом 262 млн рублей занял 33-е место в рейтинге доходов российских чиновников, составленном журналом Forbes.