Получился этакий «новогодний подарок для Ильича»: убить его попытались 1 января 1918 г.
Вечером этого дня Ленин вместе с сестрой Марией Ильиничной, наркомом по военным делам Подвойским и зарубежным «коллегой» – швейцарским социал-демократом Фрицем Платтеном отправились в Михайловский манеж, где Владимиру Ильичу предстояло выступить на митинге революционных солдат Петроградского гарнизона, – рассказывает историк Игорь Кудрявцев. Ехали на одной из закрепленных за Лениным машин – «Тюрка-Мери», которой управлял шофер Первой автомобильной роты (она обслуживала тогда всех «первых лиц» Советской республики – авт.) Тарас Гороховик. После митинга возвращались тем же маршрутом. Когда машина миновала Симеоновский мост и стала спускаться с него на Симеоновскую улицу, раздалось несколько выстрелов. В такой ситуации быстрее всех сориентировался швейцарец: Платтен протянул руку и с силой пригнул ею голову Владимира Ильича вниз. Почти сразу же после этого очередная пуля, пущенная в автомобиль, легко ранила Платтена в эту самую руку.
Выстрелы гремели до тех пор, пока Тарас Гороховик не свернул машину в один из соседних переулков. В итоге никто, кроме швейцарского социал-демократа, не пострадал, но автомобиль получил несколько пулевых пробоин.
Естественно, по горячим следам началось расследование теракта. ЧК еще не существовало в природе, поэтому следствие вели сотрудники Комитета по борьбе с погромами при Петроградском Совете. Однако поначалу никаких «зацепок» найти не удалось. Лишь пару недель спустя в Смольный пришло письмо-«сигнал», автором которого оказался бывший председатель солдатского комитета разведчиков одного из полков Яков Спиридонов. Он сообщил, что за Лениным установлена слежка с целью его убийства или похищения. Участвуют в данной контрреволюционной акции бывшие офицеры – члены «Петроградского союза георгиевских кавалеров». По наводке Спиридонова через несколько дней были арестованы некоторые из этих людей, в том числе председатель «Союза...» Осьминин.
В результате выяснилось, что покушение на Ленина 1 января – тоже дело «георгиевцев». Один из арестованных, бывший офицер Г. Ушаков сообщил некоторые подробности неудавшегося «новогоднего» теракта. Он рассказал, в частности, что предполагалось взорвать ленинскую машину ручной бомбой, однако такой замысел сорвался, и главным виновником неудачи стал один из заговорщиков, капитан Зенькевич. Вместе с военврачем Некрасовым он следил, в какую машину сядет Владимир Ильич. По разработанному плану, Зенькевич должен был в тот момент, когда этот автомобиль отъедет от здания Манежа, подать сигнал Ушакову и его напарнику, прятавшимся на подъезде к мосту. Однако такой сигнал Зенькевич подал с опозданием, и потому Ушаков уже не успел изготовиться и бросить бомбу в проезжающий мимо него «Тюрка-Мери». Вместо этого пришлось стрелять из револьверов, что не дало нужного результата, поскольку Фриц Платтен вовремя среагировал и успел прикрыть Ленина от пуль.
С заговорщиками обошлись милостиво. В те дни как раз обострилась ситуация на фронте под Петроградом. Немцы начали наступление, угрожая взять город . Все арестованные члены «Союза георгиевских кавалеров», которых держали во время следствия в подвалах Смольного под замком, написали заявления о своем раскаянии и желании искупить вину, защищая «колыбель революции» с оружием в руках на фронте. Ленин наложил на это резолюцию: «Дело прекратить, освободить, послать на фронт». Известно, что трое из бывших офицеров отличились, сражаясь с германцами на бронепоезде в районе станции Дно. А некоторые из «георгиевских кавалеров», участвовавших в покушении на Ленина (в том числе и капитан Зенькевич) впоследствии смогли перебраться к белым.
Спустя годы живший в эмиграции князь И. Шаховской объявил, что это по его инициативе было организовано покушение на Ленина в январе 1918-го, и якобы на подготовку и осуществление такого теракта он лично выделил 500 тысяч рублей.
Случившееся «новогоднее ЧП» заставило более внимательно относиться к мерам по обеспечению безопасности «первых лиц» Советской республики. Буквально на следующий день после обстрела ленинской автомашины комендатурой были введены спецпропуска для проезда автотранспорта на территорию Смольного. Усилили меры по конспирации автомобильных поездок Владимира Ильича. Как вспоминал впоследствии тогдашний управделами Совнаркома В. Бонч-Бруевич, если Ленин хотел куда-либо поехать, ему выделяли разные машины из числа прикрепленных и подавали их к разным подъездам Смольного, причем в каждом случае конкретно об этом знало лишь несколько особо доверенных человек. Номер подъезда и маршрут поездки даже водителю сообщали в самый последний момент.