За 4 месяца участники намерены покорить более 4 тысяч километров ледяных просторов, закончив свое путешествие на южном берегу острова Гренландия. Перед самым стартом экспедиции, уже на Северном полюсе, при температуре минус 27 градусов, Федор Конюхов и Виктор Симонов любезно ответили на несколько вопросов «МК» — генерального информационного партнера экспедиции.
— Почему вы выбрали именно этот маршрут?
Федор Конюхов: — Я мечтал пройти этим маршрутом с 1978 года, когда легендарный японский путешественник Наоми Уэмура бросил вызов северным широтам и проложил маршрут своей экспедиции на собачьих упряжках от побережья Канады к Северному полюсу, а затем и через Гренландию. Однако закончить тогда весь путь ему так и не удалось. Нападение белого медведя, почти полная потеря продуктов, ледяные торосы не позволили тогда закончить путь. И я вернулся сюда, на Северный полюс, потому что соскучился. Последний раз я здесь был 13 лет назад. К этой экспедиции мы с Виктором готовились 2 года. Я приезжал в Карелию и знал, что в республике проводятся гонки на собачьих упряжках, что там очень много хороших гонщиков. Виктор Симонов большой специалист, и я больше надеюсь на него, чем на себя. Ведь это действительно очень трудный маршрут, так как с собаками придется двигаться по дрейфующему льду, который будет постоянно относить нас от 50-й параллели, по которой мы пойдем. Уверен, что нам предстоит несколько очень опасных встреч с белым медведем. Из-за капризов сурового климата Арктики апрель — наиболее оптимальное время для начала экспедиции. С одной стороны, на арктической макушке Земли уже чувствуется приход весны. Наступает полярный день, становится теплее, чаще выглядывает из-за облаков солнце, но, с другой стороны, арктическое пекло не так сильно разъедает снег и лед, и посадка тяжелого самолета на полярной станции «Барнео», ближайшей к полюсу, становится возможной.
— В чем уникальность экспедиции?
Федор Конюхов: — Впервые экспедиция стартует не к Северному полюсу, а от него. Мы пойдем по одному из самых протяженных арктических маршрутов, да и с учетом глобального потепления, возможно, это будет крайняя экспедиция в этом столетии — сейчас у берегов Гренландии воды больше, чем льда. Но главная особенность — это действительно РОССИЙСКАЯ экспедиция. Сами посудите. Я впервые буду использовать российское навигационное оборудование — ГЛОНАСС. Спасательное оборудование изготовлено в Ярославле. Впервые начинаю свое путешествие с берегов России, из Карелии. Прилетели на полярную станцию «Барнео», которая подготовлена Русским географическим обществом. Перелеты к Северному полюсу и все подбросы необходимого оборудования и питания будет осуществлять российская авиакомпания на самолетах «Ан-74» и вертолете «Ми-8» — уникальных машинах для полярных экспедиций. Все собаки выращены в Карелии. Да и финансирование только российское — спасибо компаниям АФК «Система» и ОАО «РТИ».
Виктор Симонов: — Да, четвероногие, которые пойдут в одной упряжке, готовятся к походу давно. И с нами будут отнюдь не хаски, а чукотские ездовые. 12 собак. Голубоглазые друзья для таких экспедиций не подходят. Хаски, когда спят на снегу, подтапливают под собой этот снег и в результате примерзают ко льду. При сильном морозе они после ночевки даже встать не могут. С чукотской ездовой таких неприятностей не происходит. Ее шкура и подшерсток позволяют спать на снегу в любую погоду. Мы подбирали собак и по их физическим данным (самые сильные в возрасте от трех до девяти лет), и по моральным качествам, чтобы они к другим животным адекватны были, чтобы между собой не ругались. Одна из собак, Черке, уже была на Северном полюсе. Собаки же ничем не отличаются от людей. У них есть лидеры, есть просто работяжки. И я не думаю, что для них эта экспедиция — экстремальные условия. Это их стихия.
— Кроме борьбы с природой вам предстоит и ряд научных исследований.
Федор Конюхов: — Прежде всего это сбор информации для дальнейшей реализации нового арктического проекта России — создания Системы освещения обстановки в Арктике. Кроме того, анализ качества связи в полярных широтах, испытания средств спасения, навигационно-телекоммуникационного оборудования, а также изучение плотности метеоритных полей на территории Арктики. В общем, скучать не будем, в наших планах работать ежедневно по 11 часов.
— Если все пойдет успешно, вы закончите свою экспедицию в начале августа. Что дальше? Есть планы?
Федор Конюхов: — Я хочу найти Ноев ковчег. В сентябре этого года, с Божьей помощью, мы отправляемся на гору Арарат. Я собрал достаточно информации, в том числе с помощью космонавтов МКС. Обязательно буду держать читателей «МК» в курсе всех событий.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Федор Конюхов. Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. К 50 годам провел более 40 уникальных экспедиций и восхождений. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Единственный россиянин, кто стоял на всех трех полюсах планеты: Северном полюсе, Южном полюсе и Эвересте (высотный полюс).
Виктор Симонов. Карельский путешественник. Мастер спорта по лыжному туризму. Двукратный призер чемпионата России по лыжному туризму. Руководил экспедициями в Арктике, Забайкалье, Карелии, на Урале, Кавказе, Кольском полуострове. Шесть сезонов работал гидом-проводником на Северном полюсе.
Москва—Петрозаводск—Шпицберген—база «Барнео»—Северный полюс.