Речь ведь идет совсем не обязательно о каких-то 20 минутах, которые можно и перетерпеть. Случается, что авиапассажиров часами держат в подвешенном состоянии – люди сидят в самолете, который никуда не летит, не едет, не возвращается назад к терминалу, а просто стоит на летном поле. И на протяжении всего этого времени пользоваться электроникой запрещено. Как только закрывается дверь самолета, начинает действовать этот запрет, и пока самолет не наберет высоту хотя бы 10.000 футов (более 3 км), включать гаджеты не дозволено.
...Начальство, которое командует гражданской авиацией, на вопросы научно-технического характера вразумительно не ответило, зато, по слухам, решило сделать для воздушных путешественников поблажки. Еще летом прошлого года газета The New York Times сообщала о том, что FAA создало рабочую группу из специалистов разных отраслей для рассмотрения проблем пользования электроникой на борту воздушных судов. И вот сейчас – не прошло и года – та же газета со ссылкой на источники в FAA сообщает, что уже к концу этого года можно будет в течение всего полета не выключать лэптопы, нетбуки, планшетники, читалки – и продолжать работу.
Но не подумайте, что грядет полный карт-бланш. Во-первых, настройки связи в айпэдах и прочих устройствах должны быть выставлены в «Режим полета», т.е. любая беспроводная связь должна быть отключена. Можешь читать справочные материалы, писать доклад к конференции, делать слайдовую презентацию в PowerPoint или калькуляцию в Excel, но никаких звонков, SMS-посланий, имейлов, интернета. Что касается телефонов любой разновидности – смартфонов или обычных – то пользоваться ими в течение всего полета по-прежнему будет запрещено.
Эксперты говорят, что запрет на электронику (тотальный для телефонов, частичный для всего остального) был в свое время введен из-за помех, создаваемых ими для наземных беспроводных систем связи, а также для радиосвязи между кокпитом и диспетчерской.
Ну, а когда же будет в полете связь, заветный интернет, гуляние по Всемирной сети во время полета? Уже есть, но не индвидуальная – ее предоставляют авиакомпании на основе спутниковой технологии, и вы должны за это платить. В США интернет для авиации обеспечивает компания GoGo Air (она уже оснастила своей техникой порядка 6.000 самолетов): пассажир может создать аккаунт на сайте этой компании и затем в полете подключить свое электронное устройство к сети GoGo Air. Этой системой оснащен весь авиапарк компаний AirTran Airways и Virgin America, часть самолетов American Airlines, Delta Air Lines, Air Canada, Alaska Airlines, Frontier Airlines, United Airlines и US Airways.
Авиакомпании будут все более интенсивно использовать WiFi конкурентной борьбе – кое-кто из них будет предоставлять интернет бесплатно. Первопроходцем бесплатного авиа-WiFi в Америке вот-вот станет компания JetBlue Airways, которая дала своему новому сервису фирменное название «Fly-Fi». JetBlue вообще склонна к новаторству: работая под лозунгом «возврата авиапутешествиям человечности», она размещает всех пассажиров (без деления на классы) в кожаных креслах, дает простор для их ног; она первой стала предоставлять бесплатное многоканальное телевидение и видео в полете (теперь это делают почти все) и т.д.
Конечно, в целом авиапутешествия стали в последние годы трудным и малоприятным делом. Но бывают и светлые моменты...
Илья БАРАНИКАС, собкор «МК», Нью-Йорк.