Как отметил господин Кобец, сегодня регистр орфанных больных в Москве только начал формироваться. Пока в него попали лишь 686 человек (из которых 252 взрослых и 434 ребенка), в реальности же таких пациентов значительно больше. Однако до сих пор на гарантированное финансирование лечения за счет средств бюджета Москвы могут рассчитывать лишь порядка 70 пациентов, больных двумя патологиями — легочной гипертензией и мукополисахароидозом. На них городской бюджет выделяет примерно 850 миллионов рублей (курс лечения одного пациента обходится в 13—15 миллионов рублей ежегодно). Кроме того, уже подсчитано, во что обойдется лечение вошедших в регистр 686 больных — около 4 миллиардов рублей. «Этих средств уже не хватает сейчас, хотя наш регистр только начинает формироваться», — подчеркивает Кобец. Разумеется, лечение части орфанных больных сегодня финансируется из государственного бюджета, однако некоторые вообще выпадают из-под госопеки. Дело в том, что по ряду заболеваний Минздрав до сих пор не принял стандартов лечения. К тому же для некоторых больных в России даже не зарегистрировано препаратов для лечения — поэтому подсчитать, сколько оно стоит, вообще невозможно. Тем временем пациенты, лечение которых оплачивается через государственную программу «Семь нозологий», вскоре попадут под крыло субъектов Федерации — с 1 июля препараты для них должны закупать регионы. В столичном Департаменте здравоохранения отмечают, что Москва с этим справится — а вот для других регионов нагрузка, вполне возможно, окажется непосильной. И для Москвы это может создать новые проблемы. Ведь уже сегодня многие пациенты с редкими заболеваниями, живущие по всей России, продают квартиры, выкупают доли в квартирах города Москвы — и автоматически попадают в список столичных пациентов. А значит, их дорогостоящее лечение должны оплачивать московские налогоплательщики. По всей видимости, после 1 июля количество таких пациентов значительно вырастет.
Что касается лекарственного обеспечения всех остальных льготников, заболевания которых не относятся к группе орфанных (а это — 1,6 миллиона человек), то на них из городского бюджета в этом году выделено около 14 миллиардов рублей. В прошлом году — примерно столько же, хотя специалисты-врачи запрашивали вдвое больше. Но часть средств (20%) удалось сэкономить во время конкурсов на закупку медпрепаратов, плюс 1,6 миллиарда добавил мэр Москвы.
Владимир Кобец успокаивает: сегодня стратегический запас лекарств в Москве позволяет столичным пациентам ни о чем не волноваться в ближайшие 2—3 месяца. «Резерв лекарственных препаратов в городе равен 1,9 миллиарда рублей при ежемесячной потребности примерно в 1 миллиард. Многих пациентов мы обеспечиваем рецептами на три месяца вперед — это, прежде всего, инвалиды и ветераны ВОВ, — продолжает он, — перебоев в обеспечении льготников лекарственными препаратами у нас и не будет. Сегодня люди благодарят нас за своевременное и полное льготное лекарственное обеспечение. Месяц назад мы проводили соцопрос — оказалось, нашей системой всеми льготными лекарствами довольны 86% респондентов».
Глава Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова подтверждает, что столичная система льготного лекарственного обеспечения признана одной из самых оптимальных в стране. Улучшить ситуацию можно только кардинально — принятием закона о лекарственном страховании, который пока существует только в проекте. Разумеется, проблемы с лекарственным обеспечением в Москве иногда случаются. Недавно в рамках портала «Наш город» заработал специальный раздел, где принимаются все претензии граждан по этим вопросам — срок рассмотрения жалоб составляет 8 дней.
Тем не менее депутаты МГД отметили, что информировать москвичей о правах в области лекарственного обеспечения надо более широко. «Сегодня многие врачи говорят пациентам, включая онкологических, что лекарства есть только на два месяца, а дальше будете покупать сами. Надо объяснять людям, что это не так, проводить работу с врачами», — отметила депутат Татьяна Портнова. Ее коллеги предложили в будущем закладывать в бюджет больше средств на лекарства для москвичей-льготников. Все эти и многие другие предложения включены в резолюцию, которую подписали вчера депутаты.