Еще до того, как была опубликована переписка Собчак с Ходорковским, репортерам «МК в Карелии» удалось заочно взять у него интервью. Причем, это была целая акция — редакция обратилась к читателям с предложением самим составить вопросы для экс-руководителя ЮКОСа.
- Нам прислали десятки самых разных вопросов, от бытовых «чем вас кормят?», до глобальных «что думаете о новых политических веяниях в мире?», - рассказывают в «МК в Карелии». - Мы выбрали самые интересные, добавили к ним наши, журналистские, и передали через адвокатов Ходорковского прямо ему. Но там такая сложная система... Защитник не имеет право выносить из учреждения листы, написанные рукой заключенного. Так что адвокат писал сам, под его диктовку, а потом вышел спокойно из колонии с ответами Михаила, которые были среди его обычных бумаг. Так удалось избежать какой бы то ни было цензуры.
- Связь с Михаилом поддерживается только через обычную почту, да еще через адвокатов, - говорят в пресс-центре Михаила Ходорковского. - Электронная переписка с ним не ведется в виду отсутствия такой возможности у ФСИН
Прямо скажем, Ходорковскому не повезло в этом смысле. В списке регионов, куда можно направить заключенному письмо по электронной почте, есть Татарстан, Башкоркостан, Коми, но нет Карелии. Для тех, кто хочет ему отправить обычное письмо по почте вроде бы преград нет, но на самом деле это намного усложняет процесс.
- Чем хорошо электронное письмо, так тем, что его цензор читает очень быстро — в среднем 1-2 минуты, - рассказывают во ФСИН. - А обычное рукописное, не напечатанное письмо в зависимости от почерка может разбирать и полчаса. Были случаи, когда цензор послание от какой-нибудь бабушки из деревни, которая уже и буквы забыла как пишутся, разбирал по несколько часов. Все это затормаживает процесс, из-за этого страдают все заключенные (к примеру, вместо 100 писем специалист успевает прочитывать в день только 30, в итоге остальные копятся).
Переписку с Ходорковским Ксения Собчак, которая активно сегодня обсуждается, вела и по обычной почте, и через адвокатов. И надо сказать, что телеведущая отнюдь не единственная, кому он отвечал.
- Очень многие люди сначала обращаются к нам, чтобы узнать адрес колонии (186420, Республика Карелия, г. Сегежа ул. Лейгубская, 1, ФБУ ИК-7), и потом через какое-то время звонят и сообщают радостно: «Написали, он нам уже ответил». Вообще он отвечает почти всем. Потому на переписку тратит основную часть своего времени. Еще люди все время пытаются переслать ему за решетку теплые вещи, продукты. Но мы всех убедительно просим воздержаться от отправки в сегежскую ИК-7 на имя Михаила Ходорковского посылок и бандеролей, так как в колонии существует строгий лимит на их количество.
Ограничений по количеству корреспонденции за решетку, слава Богу, не существует. Так что можно писать хоть по пятьдесят писем в день (некоторые заключенные так и делают). Однако опять-таки, когда все это прочтут цензоры? Потому вся надежда сейчас именно на развитие услуги электронного письма. На сегодняшний день заключенные по всей России получили в общей сложности порядка 200 тысяч писем. В безусловных лидерах столичные «Матросская тишина», «Бутырка» и СИЗО № 4.
-Все происходит примерно так, - рассказывает пресс-секретарь УФСИН по Москвы Сергей Цыганцов.- С утра часов до 4 вечера цензор разносит те письма, что пришли за решетку, а потом уже собирает те, что написали сами заключенные. Последние он сканирует и отправляет адресату рукой его близкого). И теперь у нас электронные письма составляют большую часть переписки. Идут они в среднем 1 день, но в некоторых случаях от момент, когда письмо отправили, до того, как его прочитал адресат, проходит всего несколько часов.
В ближайшее время в столичном СИЗО № 5 пройдет эксперимент - услугой электронного письма смогут воспользоваться родные, живущие в глубинке, где нет интернета. Уже разработано специальное приложение для сматрфонов, позволяющее отправлять сообщение прямо в СИЗО, по мобильной связи. Если тестирование пройдет удачно, то по такому же пути пойдут все СИЗО Москвы, а за ними уже — изоляторы, колонии и тюрьмы по всей России. Тогда Ходорковского точно завалят письмами из деревень обычные труженики...