Психолог в разводе

При расставании все средства хороши?

Жажда быстрого обогащения, словно чудовищная опухоль, поражает наше общество. Чиновники ждут вознаграждения за исполнение своей работы, стоматологи готовы пломбировать здоровые зубы, а врачи делать ненужные операции. Но хуже всего, когда дело касается такой тонкой сферы, как душа ребенка, т.е. работы детских психологов.

При разводе богатой пары супруга, желая получить максимально комфортные условия, не стесняется манипулировать ребенком. Типичная история. Для этого она даже наняла психолога, который учит ребенка «правильному» отношению с папой. Такое выкручивание рук с помощью эксперта пусть останется на совести матери, но кто и как оценит работу такого психолога? И кто защитит интересы ребенка, который оказался игрушкой в малосимпатичной игре взрослых?

Семнадцать лет эта семья казалась идеальной: муж-банкир души не чаял в супруге, красавице и светской львице Эдите. Дом на Рублевке, вилла в Испании, помощь чуть ли не всей родне жены. Когда родилась долгожданная дочка Мария (в интересах ребенка имена изменены. — Авт.), радости отца не было предела. Чтобы девочка лучше росла и развивалась, 3,5 года назад семья переехала жить в Испанию. Конечно, основное время Машенька проводила с мамой, и была к ней очень привязана. Например, попав в незнакомую компанию, Маша не интересовалась другими детьми, а первым делом смотрела на маму — как та посоветует реагировать на них. Папа был в основном на работе, но все свое свободное время он стремился проводить с дочерью — кино, луна-парк, просто прогулки. Чем старше становилась девочка, тем более глубоким и душевным становилось их общение с отцом. Казалось бы, не семья — а просто «картинка с выставки».

Но вдруг дела у Михаила Дмитриевича в бизнесе пошли не так хорошо, как раньше. И тут же супруга потребовала развод и половину всего состояния. Банкир на такие условия был не согласен. Тогда жена буквально за ночь собралась и тайком улетела с Машей в Москву. Неожиданно выдернула ребенка из английского лицея, из привычного окружения испанских подружек, любимых учителей.

— То есть об интересах ребенка жена думает в последнюю очередь, — говорит адвокат Елена Манафова. — Получается, для нее главное — добиться от мужа хороших условий после развода. А чтобы уж точно достичь своих целей, Эдита решила применить тяжелую артиллерию: использовать психолога Елизавету Люблеву, перед которой, похоже, поставлена задача настроить дочь против второго родителя. Возможно, поэтому девочка не хочет общаться с отцом, ее отношение к нему резко ухудшилось. Михаил Дмитриевич с горечью вспоминает, как тепло они раньше общались с Машей. Даже после переезда девочки в Москву они каждый день долго болтали по скайпу и телефону: рассказывали друг другу смешные истории, о том, как скучают друг без друга.

— У ребенка просто появился выбор — общаться с отцом или нет, — сказала психолог-педагог Елизавета Люблева в телефонном разговоре с «МК». — То, что моя работа так повлияла на девочку, — это личные заключения папы. Никакими манипуляциями я не занимаюсь.

Михаил Дмитриевич возмущается: «Зато теперь у ребенка нет выбора быть с отцом или нет, ее резко выдернули и увезли, ею манипулируют». Он неоднократно предпринимал попытки пообщаться с Люблевой, однако психолог избегает общения со стороной отца.

По словам Михаила Дмитриевича, до этой истории они 11 лет пользовались услугами семейного психолога Екатерины Кутейниковой, которая хорошо знала всю семью и не раз помогала им в трудных ситуациях. Поэтому отец обратился именно к ней с просьбой дать свою профессиональную оценку происходящему. «На сегодняшний день могу заключить, что ребенок лишен возможности лично решать — общаться ему с отцом или нет, т.к. находится под влиянием негативных чувств матери к отцу, которые явно отражаются на ребенке. Ребенок лишен возможности видеться, воспитываться отцом, — приводит свою точку зрения Кутейникова Е. в заключении. — По приезду в Москву супруга связалась со мной, чтобы я поработала с дочерью и предоставила в суд заключение таким образом, чтобы суд предоставил ей все права опекунства над дочерью. Я отказалась, так как считаю это неправильным».

— На мой взгляд, это возмутительно, что психолог Елизавета Люблева активно поддерживает одну из сторон, — отмечает адвокат Елена Манафова. — Конечно, если в разгар интересной игры спросить ребенка, хочет ли она сейчас позвонить папе, девочка может отмахнуться. Но ведь нельзя же на основании этого делать вывод в заключении для суда, что для дочери «отец является второстепенной фигурой». Психолог отказывается даже пообщаться с другим родителем и его адвокатами, а предлоги, под которыми она это делает, по их мнению, являются надуманными. Как такой вывод укладывается в понятия профессиональности и объективности? И не навредит ли это интересам ребенка?

— К сожалению, очень типичная история, — констатирует психолог, кандидат медицинских наук и советник юстиции Евгений Цымбал, который много лет консультирует семьи с детьми, находящиеся в стадии развода. — Когда супруги расстаются, у них обычно всего два рычага воздействия друг на друга: у мужчин — финансы, у женщин — дети. Мать пытается решить свои проблемы — сохранение привычного образа жизни — с помощью ребенка. Ребенок — как магнитная стрелка, он вынужден колебаться между двумя любимыми родителями. Детская психика так устроена, что тот родитель, который рядом, — тот сильнее намагничивает, формирует взгляды ребенка. Но это крайне вредно для растущего человечка, такое использование девочки для выяснения отношений между родителями просто лишает ее детства.

Адвокатами Михаила Дмитриевича был направлен запрос в Лигу детских психологов, в которой, по имеющейся у них информации, Елизавета Люблева состояла. Юристы отца обратились туда с просьбой провести анализ заключения психолога Люблевой Елизаветы Юрьевны на предмет его объективности, этичности и компетентности. «По результатам проверки сообщаю, что заключение Люблевой Е.Ю. не объективно, предвзято и подготовлено с нарушением процессуальных норм», — прокомментировал полученные данные президент Лиги детских психологов А.В. Кузнецов.

— У ребенка жизненная история короткая, и хороший эксперт может понять, где опыт самой девочки, а что привнесено извне, стараниями матери либо психолога, — считает Евгений Цымбал. — И если какой-либо психолог манипулирует ребенком, то это должно получить крайне суровую оценку профессионального сообщества.

В связи со скандалом, связанным с фальшивыми диссертациями, адвокаты планируют направить запрос в ВАК о подлинности диссертации Елизаветы Юрьевны Люблевой.

Анна ЛУКИЧЕВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру