Расследование этого громкого дела длится уже несколько лет. Не прекратилось оно даже после того, как в ноябре 2009 года в московском СИЗО «Матросская тишина» умер Сергей Магнитский.
Суд над умершими стал возможен после того, как в 2011 году Конституционный суд России признал незаконным прекращение дела по причине смерти подозреваемых или обвиняемых в уголовном преступлении без согласия их близких родственников. Несмотря на то, что родственники Сергея Магнитского неоднократно говорили, что не давали своего согласия на возобновление дела, материалы с утвержденным обвинительным заключением были переданы в суд для рассмотрения по существу.
По версии следствия, Уильям Браудер, являясь главой столичного представительства HCM и одновременно гендиректором двух фирм - «Дальняя степь» и «Сатурн», зарегистрированных в Калмыкии, вместе с Сергеем Магнитским внесли в налоговые декларации за 2001 год ложные данные. Тем самым, как установило следствие, российская казна не дополучила более 500 млн рублей в виде налогов с юркомпаний.
Сергея Магнитского арестовали в конце 2008 года в рамках налогового дела. Ему было предъявлено обвинение в соучастии в уклонении от уплаты налогов. Аналогичные обвинения предъявили и Браудеру, правда, заочно. На тот момент он уже покинул пределы России. Но сразу же заявил, что категорически не признает своей вины в инкриминируемом ему преступлении. Более того, представители фонда HCM высказали предположение, что это уголовное дело было возбуждено российскими правоохранителями после того, как Сергей Магнитский заявил, что готов дать показания против сотрудников МВД России, которые похитили более 5 млрд рублей из российского бюджета по различным мошенническим схемам.
Когда Магнитский умер на больничной койке московского СИЗО, его смерть вызвала широкий общественный резонанс не только в России, но и за рубежом. В декабре 2012 года американские сенаторы утвердили «список Магнитского. В ответ на это Россия выпустила «закон имени Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять российских детей.