Все сведения, которыми мы сегодня располагаем о святом Валентине, носят легендарный характер. С уверенностью можно утверждать только одно – был такой христианин, который за свою веру принял мученическую смерть. И его память отмечалась Католической церковью как раз 14 февраля (сейчас прекратили, поскольку о нем не сохранилось достоверных сведений). Никакого отношения к «всем влюбленным» этот христианский мученик, скорее всего, не имел.
Есть версия, что в основе этого праздника лежит более древний римский языческий праздник, который позже, когда Римская империя стала христианской, был переосмыслен и очищен от языческих ритуалов. Но и эта версия – не более чем гипотеза. Никаких доказательств, что День всех влюбленных заменил римские луперкалии, нет. Точное происхождение этого обычая, скорее всего, так и останется неизвестным.
А между тем, праздник живет. Его растущая популярность, на мой взгляд, свидетельствует, что любовь – главный дефицит нашего времени. Человек многого достиг. Мы поставили на службу нашим потребностям многие из природных стихий. Транспорт и средства связи позволяют преодолевать любые расстояния. Мы проникли в тайну человеческого генома и атомного ядра. Научились зарабатывать деньги и получать удовольствие от комфорта… Но «человеку потребляющему» все равно недостает чего-то очень важного. Того, что только и может сделать нас людьми. На самом деле, мы, прежде всего и больше всего, нуждаемся в том, чтобы любить и быть любимыми.
Дефицит любви – следствие ее вульгарного понимания. Любовь сегодня сведена к банальному эротизму – самое прекрасное чувство слишком часто низводится до животного инстинкта. И затем – нещадно эксплуатируется. Конечно, в любви есть эрос. В ней есть страсть, жажда, неуемность. Об этом много и ярко говорят русские философы. Но настоящий эрос – это не пошлое удовлетворение сиюминутной потребности. Это, прежде всего, преодоление равнодушия – самой страшной болезни, которая поразила наше общество. Апатия – отсутствие страсти – губительно и для отдельного человека, и для общества в целом. Состояние безразличия страшнее, чем стихийные бедствия и нашествие врагов. С тем и с другим народ способен справиться, о чем свидетельствует и исторический опыт России, и сравнительно недавняя трагедия в Японии. Но народ, живущий в апатии, гибнет даже в самых благоприятных обстоятельствах.
Еще один аспект любви – верность. День всех влюбленных, прежде всего – праздник любви между мужчиной и женщиной. И нет ничего более разрушительного для этих отношений, чем неверность друг другу. Можно заменить любовь «безопасным сексом», но этот суррогат не может дать то, в чем мы все нуждаемся: чувства надежности и принадлежности. Уместно вспомнить, что в Средние века (когда зародился обычай празднования Дня всех влюбленных) этот праздник был связан с культом рыцарского отношения к «прекрасной даме», был символом верности и служения. Отголоски этого обычая еще сохранились в европейской традиции празднования дня святого Валентина. Надежность – синоним верности – одно из главных качеств, которые отличают мужчину от «человека мужского пола». Способность быть верным – вот настоящее мужское достоинство!
И еще одно соображение на эту тему. Когда я думаю о любви, я в первую очередь вспоминаю, что «Бог есть любовь». Наш дефицит любви – результат выдавливания Бога, источника подлинной любви, из нашей жизни. Я говорю не о религии и ритуалах – речь об отношениях с Тем, Кто настолько любит нас, что умер за нас. Почти сто лет назад замечательный русский поэт Максимилиан Волошин так описывал своего современника: «Жадный хам, продешевивший дух // За радости комфорта и мещанства». Сможем ли быть мудрее, чтобы не потерять главное в жизни? Отказаться от суррогатов ради настоящей любви?