Выносить на общественное обсуждение самые непопулярные инициативы властей у нас стало модным аккурат перед праздниками — когда страна думает о чем угодно, только не о законотворчестве.
Буквально за пару дней до 1 января, когда граждане отплясывали на корпоративах, появился проект постановления Правительства РФ о новом порядке регистрации генетически модифицированных организмов (ГМО), который существенно упрощает процесс попадания трансгенов на столы россиян. Общественность и эксперты якобы «обсуждали» его до 16 января (т.е. формально процедура соблюдена). Но скорее всего именно по причине праздников остановить принятие документа пока никто не смог.
А остановить нужно. Хотя бы для того, чтобы не лишать наших детей или детей наших детей будущего. И чтобы через пару-тройку десятилетий крестьяне не забыли о том, что бывают такие сельхозкультуры, которые могут размножаться своими собственными семенами.
До сих пор в России был хоть и не идеальный, но довольно жесткий порядок регистрации новых ГМО. Новый же регламент позволит трансгенам литься на отечественный рынок бурной рекой. Например, свидетельства о госрегистрации генетически модифицированного организма теперь будут выдаваться бессрочно (по «старому» порядку их максимальный срок составлял 5 лет).
«ГМО — это искусственно созданный живой организм, который постоянно мутирует и должен подвергаться повторным проверкам, — говорит известный генетик, член президиума АНО «Сохранение общенациональных биологических ресурсов» Александр Баранов. — Фактически этим постановлением возможность контроля за ГМО в России сводится к нулю. Проверять их безопасность не придется при наличии протоколов исследований в странах, где они были зарегистрированы. Но не уточняется, что это за исследования и есть ли гарантия, что они вообще имели место. Еще один хитрый пункт: новые продукты с использованием уже зарегистрированного ГМ-ингредиента регистрации не подлежат».
Получается, что, например, ГМО, зарегистрированные как пригодные для корма животных, можно будет без дальнейшей проверки использовать в производстве детского питания, поскольку «при расширении видов целевого использования модифицированного организма повторного прохождения произведенных экспертиз не требуется». Однако то, что (гипотетически) хорошо корове, вполне может быть непригодным для человека.
Впрочем, сложно поверить и в то, что от ГМО может быть хорошо даже крысе. Проведенные несколько лет назад российским ученым Ириной Ермаковой эксперименты на грызунах произвели в научном мире фурор. Ермакова кормила крыс ГМ-соей: первое поколение крысят получилось недоразвитым, синюшным и дефектным, а второго получить просто не удалось. Впоследствии эти данные подтвердились в экспериментах ученых из других стран: вскормленные на трансгенах крысы, хомячки и прочие млекопитающие становятся бесплодными. Как и сами ГМО: если посадить полученное от них семя в землю, оно не всходит. Поэтому семена надо постоянно закупать — у производящих их американских корпораций. Таким образом, Россию фактически ставят в прямую зависимость от семенного импорта.
Можно ли транслировать результаты «крысиных» экспериментов на человека, пока не совсем ясно, хотя мы, как подопытные крысы, питаемся ГМО уже около 20 лет. Но уже сегодня, по данным Научного центра здоровья детей РАМН, каждый третий ребенок в России потенциально бесплоден.
«Генетически модифицированные организмы создаются с помощью вирусов или кольцевой ДНК патогенных бактерий. Госрегистрация ГМО — это все равно что выпускать в природную среду и добавлять в продукты питания вирусы и патогенные бактерии. Согласно заявлению комитета НАТО «Наука за мир и безопасность», ГМО могут быть использованы и как биологическое оружие», — говорится в тексте петиции, адресованной учеными РАН, членами Общественной палаты и различных общественных организаций президенту Путину, премьер-министру Медведеву, Правительству РФ и Госдуме.
Ученые говорят, что законодательное облегчение допуска в Россию ГМО можно рассматривать как «узаконенное уничтожение» населения с помощью продуктов питания, лекарственных средств, семян и кормов для животных.
Остановят ли власти «трансгенный геноцид»? Зная, какие деньги крутятся в ГМ-бизнесе, я в этом далеко не уверена.