Станет ли Петербург судебной столицей

Переезд Верховного и Высшего арбитражного судов может закончиться тем, что судей поселят на зараженной земле

Вопрос переезда из Москвы в Санкт-Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов, как ожидалось, должен был стать одним из обсуждаемых на восьмом Всероссийском съезде судей РФ, проходившем в Москве в декабре. Но с трибуны он так и не прозвучал. Поскольку инициатива сделать из Питера судебную столицу исходит со стороны Президента России, не исключено, что служители Фемиды так и не решились открыто высказать ему свои соображения по этому поводу. Особенно после того, как Владимир Путин «поставил на место» председателя КС Валентина Зорькина, когда тот вздумал подвергнуть сомнению идею о создании административных судов (Путин выступает за создание федеральных административных судов, а Зорькин заявил, что достаточно ограничиться совершенствованием законодательства). Тем не менее вопрос переезда тревожит и самих судей, и других представителей юридического сообщества. И поскольку окончательное решение по этому поводу пока не принято, «МК» попытался взвесить имеющиеся аргументы «за» и «против».

Переезд Верховного  и Высшего арбитражного судов может закончиться тем, что судей поселят на зараженной земле

Разговоры о том, что вслед за Конституционным судом (который переехал в 2008 году) на берега Невы отправят и другие высшие суды, ведутся давно, но, похоже, в их осуществление в ближайшем будущем никто до конца не верил — слишком уж хлопотно. Но в середине ноября президент собрал председателей ВС и ВАС в Ново-Огареве и предложил им «поговорить» на эту тему более конкретно. Официальная предпосылка к разговору была такой: раз от судов постоянно исходят просьбы о расширении служебных площадей и обеспечении жильем, то не лучше ли это сделать не за счет центра Москвы, а за счет Санкт-Петербурга? Президент предложил для этих целей «очень хорошее пустое пятно» в центре Северной столицы.

Управделами президента Владимир Кожин так разъяснил, о чем шла речь на этом заседании: «Предлагается продолжить программу формирования в Санкт-Петербурге судебной столицы. Этот процесс начался в 2008 году. Как вы знаете, там успешно функционирует Конституционный суд. Сегодня обсуждалась дальнейшая программа, а именно перевод Верховного суда Российской Федерации, судебного департамента при Верховном суде и Высшего арбитражного суда Российской Федерации в город Санкт-Петербург. И «конкретизировал детали»: высшие суды решено отселить на Петроградскую сторону, на площадку, которая имеет проектное название «Набережная Европы». Там решено разместить офисы судов и служебное жилье для сотрудников. А на Васильевском острове, по словам Кожина, будет «сформирован» Дворец правосудия. «Мы рассчитываем, что все это сможем сделать, начав в ближайшее время, в течение двух, двух с половиной лет», — заявил управделами . И подсчитал: осуществление всего комплекса идей обойдется стране примерно в 50 миллиардов рублей. Какую-то часть этих денег планируется покрыть за счет реализации имущества, которым суды владеют в Москве.

Когда руководителей обоих судов спросили, не боятся ли они растерять в связи с переездом свой кадровый состав, председатель ВАС Антон Иванов заявил, что основная масса его подчиненных скорее всего согласится на переезд и существенных потерь не будет. А председатель ВС Вячеслав Лебедев признал: для того чтобы избежать кадровых проблем, ему придется приложить серьезные усилия.

* * *

Между тем на заседании в Ново-Огареве не был поднят еще один вопрос. Как и о возможном переезде, активно ходят разговоры и об объединении всех судов под одним началом. Теперь же, после пикировки Путина и Зорькина на съезде судей, очевидно, что у президента есть достаточно четкое видение того, что собой будет представлять в будущем судебная власть, есть уверенность в правильности выбранного пути и решимость в воплощении задуманного.

Юридическое сообщество, которое грядущие перемены затрагивают прежде всего, уже сделало несколько выводов, которые условно можно уложить в несколько тезисов:

1. Модель судоустройства, которую хотят воссоздать в России, подсмотрена в Германии. Один из ее основных плюсов — то, что она обеспечит единообразие понимания и применения законов разными ветвями судебной власти. Сегодня же российская Фемида страдает тем, что аналогичные дела в разных судах — общей юрисдикции и арбитражном — могут рассматриваться с противоположным результатом.

2. Довольно серьезно обсуждается то, что во главе объединенных судов видят Дмитрия Медведева, под которого сейчас все и «кроится».

3. Председатели Высшего арбитражного суда и Верховного суда заняли разные позиции по отношению к предстоящему реформированию. Антон Иванов, бывший сокурсник Медведева, — лояльную. Вячеслав Лебедев — консервативную.

4. Полностью реализовать задуманную идею реально лет через 10–15.

В судах, которым уже практически объявили об очередном этапе их реформирования, говорят, что пока никаких документов или распоряжений, предписывающих упаковывать чемоданы, нет. Представитель Управления делами Президента по поводу переезда сообщил «МК» следующее:

— Мы — исполнители инициативы, которая исходит от Администрации Президента. Идея состоит в том, чтобы разгрузить Москву и добавить столичных функций Санкт-Петербургу. И самое главное — это то, что озвучил президент в Ново-Огареве, — что от судов поступает много заявок, направленных на их расширение. Распоряжений по этому поводу нет, пока только создана рабочая группа, которая изучает все вопросы, связанные с переездом. Только после этого президент примет окончательное решение.

* * * 

Какие именно вопросы изучаются, нам раскрывать не стали. А вот что тревожит представителей юридических сообществ, «МК» выяснил самостоятельно. Мы сформулировали существующие опасения и попросили их прокомментировать.

Опасение 1. «Переезд ВС в Питер повлечет деградацию и «провинциализацию» судебной системы».

— Верховный суд — это не только место, где граждане судятся, но и научный институт. ВС сотрудничает со всеми правовыми вузами и научной общественностью, которые находятся в Москве. Находясь вне Москвы, он будет оторван от системы законотворчества. Кроме этого отрыв от образовательных учреждений, с которыми сотрудничает ВС, — начиная с МГУ и заканчивая Институтом права при Академии наук, а все они находятся в Москве, — приведет к деградации научно-практической работы суда, — считает представитель судейского сообщества.

Опасение 2. «Судьи могут лишиться возможности вести преподавательскую деятельность».

— Огромное количество судей ВС осуществляют преподавательскую деятельность, которая разрешена законом и для них является существенной частью приработка. Переезд в Питер может лишить их этой возможности вообще или серьезно усложнить ее осуществление, — предвидят кадровые проблемы в правовых вузах Москвы.

Между тем полномочный представитель правительства в высших судах страны Михаил Барщевский в одном из своих комментариев напомнил, что именно в Санкт-Петербурге проводится достаточно престижных мероприятий, связанных с юриспруденцией. И там же сосредоточен ряд ведущих юридических вузов, таких как Санкт-Петербургский юридический институт ФГУП «Академия Генеральной прокуратуры РФ».

​Опасение 3. «Осложнится взаимодействие судов и других правоохранительных структур».

— Получение санкций на арест, прослушку и другие оперативные мероприятия по спецсубъектам (судьям, сенаторам, министрам и пр.) требуют очного присутствия представителей следственных органов в суде при принятии решений, это невозможно сделать по телефону или другим средствам коммуникации. Такие санкции, например, по судьям выдают Высшие квалификационные коллегии. Непонятно, нужно будет каждый раз командировать наших сотрудников в Питер? — озабочены представители следственных органов.

— В рамках пленумов ВС и постоянно действующего научно-консультативного совета работает много участников разных ведомств — Минюста, Генпрокуратуры, СК и др. Они тоже должны переехать вслед за судами? — задают вопрос судьи.

​Опасение 4. «Переезд обойдется в большие деньги, чем планируется».

Сначала неплохо понять, много это или мало — 50 миллиардов рублей? В пересчете на доллары это примерно 1,58 миллиарда. Для сравнения можно привести пару примеров, куда государство в последнее время было готово направить такие суммы. Например, 50 миллиардов рублей решено выделить на ремонт и перевооружение одного только тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», который после обновления должен стать флагманом Северного флота.

В 2009 году ровно такую же сумму выделял Дмитрий Медведев на поддержание «Российских железных дорог» в связи с тем, что из-за кризиса тарифы компании на грузо- и пассажироперевозки могли вырасти не так, как планировалось изначально. Тогда государство решило компенсировать компании потери.

В общем, получается, что для кошелька страны сумма не разорительная. По подсчетам экспертов, на продаже зданий, которые занимают сейчас Верховный суд, Высший арбитражный суд и Судебный департамент при ВС, можно еще и отбить порядка 500–600 миллионов долларов.

На все эти деньги предстоит отремонтировать помещения для будущих храмов правосудия, обустроить там все коммуникации, перевезти архивы и приобрести жилье для сотрудников.

— Сколько это будет в материальном плане? Считайте сами: в Верховном суде сейчас 125 судей. Значит, надо 125 квартир, и недешевых. Кроме этого в Верховном суде работает гигантский аппарат, который тоже надо как-то разместить, — подсчитывают судейские работники.

Попробуем прикинуть. По последним данным, в ВС трудятся 1387 человек. Из них 250 — судьи и их помощники. И если технический персонал суда перевозить в Питер необходимости нет, то найти равноценную замену другим его специалистам скорее всего будет непросто. А значит, несколько сотен квартир понадобится только для сотрудников ВС, плюс ВАС, где судей примерно в два раза меньше.

По рыночным ценам стоимость квадратного метра в элитном доме Санкт-Петербурга сегодня составляет не менее 100 тысяч рублей. Поговорив с питерцами, которые имеют такие квартиры, «МК» выяснил, что, покупая свои метры на стадии строительства, они выложили только за «коробки» без отделки самое меньшее по 7–10 миллионов рублей. Плюс стоимость ремонта, которая увеличивает цену жилья в 1,5–2 раза. Итак, берем низшие показатели и умножаем их на 400 (примерное минимальное количество квартир, которое может понадобиться для переезда). Получаем более 4 миллиардов рублей. Получается, что даже если придется построить тысячу квартир, то из 50 миллиардов на это уйдет примерно 10.

Кроме этого то, что лежит на поверхности, — это компенсация банку, который раньше занимался проектом «Набережная Европы» (там планировалось строительство элитного жилья и бизнес-центров) и вложил в него, по некоторым данным, около 9 миллиардов рублей. Остается еще около 30 миллиардов плюс то, что вернется от продажи московских зданий. Если судить, что называется, навскидку, денег должно хватить.

Но, как считают некоторые эксперты, нельзя ограничиваться только подсчетом прямых затрат. О том, что в Москве оба суда оставят свои представительства, их председатели заявляют уже сейчас. Кстати, свое представительство в Москве оставил и КС РФ. А как быть, если выяснится, что большинство вопросов все-таки удобнее и быстрее решать в Москве? Особенно это может касаться Высшего арбитражного суда, большая часть «клиентуры» которого сосредоточена в Москве. Может статься, что номинально размещаясь в Питере, на деле суды сохранят за собой и старые площади или будут вынуждены арендовать новые.

Есть и другие моменты. Например, такой: в одном из зданий, предназначенном для размещения судей, находится Институт растениеводства. Для того чтобы перевезти его со всей уникальной базой образцов, могут также потребоваться миллиарды. Кроме этого может потребоваться расселение петербуржцев с мест возможного будущего строительства, что тоже потребует затрат.

Опасение 5. «Логистика судов сегодня всем понятна. После переезда гражданам или ведомствам будет сложнее обращаться в ВС, а адвокатам придется «жить в «Красной стреле».

Зампредседателя Верховного суда в отставке Владимир Радченко считает, что для обычных граждан доступ в высшую судебную инстанцию из-за переезда в Санкт-Петербург может быть усложнен. Одно дело добраться до Москвы, куда ходит транспорт со всех концов страны, и совсем другое — до Питера.

Адвокат Руслан Коблев уверен, что переезд судов работу адвокатов не усложнит:

— С 1 января вводится апелляционная инстанция по уголовным делам. Большая часть дел будет рассматриваться не в ВС, а в апелляции. Для Москвы это Мосгорсуд. Если на практике рассмотрение дел в кассации будет эффективным, не сведется к формализму, то на этой стадии многие дела можно будет считать законченными. Это значит, что ВС останутся только кассационные жалобы, а это будет меньший объем. Если и придется ездить в этой связи в Питер, то это же не каждый день, не страшно.

Правда, единственное, что не учитывает адвокат, — то, что стоимость проезда в Санкт-Петербург опять же ляжет на плечи граждан.

Опасение 6. «Суды столкнутся с кадровыми проблемами. Многие судьи и сотрудники не захотят менять столицу на провинцию».

— Судьи ВС — люди в основном возрастные, приехавшие когда-то из провинции. Они стремились жить в Москве, каждый из них врос в Москву семейными, родственными отношениями. Вряд ли они захотят рвать эти узы, тем более что не предполагается, что в Санкт-Петербурге им дадут квартиры в собственность. Судьи легко поменяют сферу деятельности, поскольку адвокатские конторы с удовольствием их всех заберут к себе, уже сейчас предлагают им деньги, большие, чем они зарабатывают, — предполагают судьи.

— Действительно, наша адвокатская контора сейчас ведет переговоры с двумя судьями ВАС, которые не желают покидать Москву, и мы готовы им очень хорошо платить, поскольку это высококлассные профессионалы, — подтверждает один из опрошенных нами руководителей адвокатских бюро на условиях анонимности.

— Сотрудники аппарата — это люди, которые отработали в суде по 30–40 лет. Это специалисты очень высокого уровня, способные прочитать дело, дать по нему экспертное заключение, доложить судье. Это почти судьи по своему профессионализму. Они тоже легко найдут себе работу в Москве, а где в Питере найдут такое количество профессионалов для их замены? — переживает сотрудник аппарата одного из судов.

Михаил Барщевский рассказал, что при переезде в Санкт-Петербург КС РФ из 220 сотрудников аппарата Москву покинула лишь четверть. По его мнению, ситуация с Верховным и Высшим арбитражным судами будет еще сложнее, поскольку в КС работают всего 19 судей и для них сумели создать исключительные условия. Для судей ВС и ВАС таких условий создать не смогут, так как это выльется в колоссальные суммы.

— Как минимум две трети судей уйдет, и мы потеряем опытных людей, — считает Барщевский.

Опасение 7. «Судьи боятся, что их поселят в экологически неблагоприятной зоне».

На совещании в Ново-Огареве Владимир Кожин, отвечая на вопрос о компенсации банку, который занимался проектом «Набережная Европы», сообщил буквально следующее: «Он (банк) выводил государственный институт химии с этого участка, нес другие обязательства, которые были выполнены…».

Речь, как выяснилось, идет о ФГУП РНЦ «Прикладная химия».

— Сама по себе площадка, на которой предполагается построить жилье для судей — территория бывшего химического предприятия. Чтобы ее обеззаразить, нужно снести порядка 8 метров почвы. Серьезно этим вопросом вряд ли кто-то будет заниматься, людей поселят в зоне химического заражения. Сами питерцы там селиться не захотели. На набережной Европы предполагалось элитное строительство, но в результате от него отказались, поскольку быстро поняли, что спросом это место пользоваться не будет, — переживает один из сотрудников суда.

Опасение 8. «Судебный процесс может прерваться на какое-то время».

— Сегодня ВС рассматривает огромное количество дел в режиме видеоконференцсвязи. Здание в Москве для этого оборудовано. Если переезжать, то все это нужно будет как-то переносить, перенастраивать. Трудно понять, как это можно сделать быстро и без ущерба для рассматриваемых дел, — размышляет сотрудник ВС.

* * *

Между тем «МК» попытался выяснить, насколько болезненно прошел переезд в Питер для Конституционного суда, которому удалось полностью сохранить свой судейский корпус. Сегодня судьи КС занимают коттеджи на Крестовском острове, все это служебные квартиры.

Но в КС, с которым мы связались, нам дали четко понять: разговоров на эту тему не будет.

— Судьи приняли решение вообще не давать комментариев по этому поводу, чтобы это не могло хоть как-то повлиять на решение их коллег из других судов, — пояснила «МК» представитель КС.

Однако сразу после переезда судьи КС еще не были так закрыты — и в некоторых их интервью можно найти рассказы, как все происходило. Один из судей поделился, что его жизнь делится между двумя столицами. Во-первых, в Москве осталась его семья. Во-вторых, в Москве он принимает участие в разработке Гражданского кодекса. Судья, по его словам, работает «вахтовым методом»: четыре дня в Петербурге, три — в Москве.

Другой судья признавал, что всем пришлось столкнуться с бытовыми проблемами, что в общем-то естественно. Но были и проблемы и с Интернетом, связью. Пришлось даже переносить пленарное заседание.

Очевидно, что такие же проблемы возникнут и у других переселенцев. Разница в том, что ВС и ВАС, что называется, предприятия беспрерывного производства, своевременный выпуск «продукции» которых порой жизненно необходим для тех, кто ее ждет.

Остается только надеяться, что к Фемиде при ее перевозке отнесутся настолько осторожно, что она после всех встрясок не уподобится Венере Милосской.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру