«Буду добиваться прокурорского расследования. Мог бы выйти на свободу через 15 минут если бы признал свою вину. Но выйду только в случае моего полного оправдания поскольку в случившемся НЕ виновен», - это последняя запись, сделанная Полонским на его страничках в соцсетях 7 января 2013-го. Правда, по ее поводу сразу же возникли споры - сам ли он писал или кто-то из друзей? Друзья-товарищи уверяют, что сам. Однако в камбоджийской тюрьме, также как и в российской, пользоваться интернетом заключенным категорически запрещено. Выходит, Полонский убедил кого-то из надзирателей «дать в аренду» гаджет... Как бы там ни было, Сергей «активный житель» просторов социальных сетей, и в том числе благодаря этому, удалось проследить за его злоключениями (впрочем, сам он считает все неприятности исключительно ПРИключениями).
Итак, в соответствии с записью в ЖЖ, «вконтакте» и на «фейсбуке» (она почему-то от третьего лица - не исключено, чтобы не возникло вопросов о появление интернета в камере) Полонский отмечал Новый год с друзьями на одном из необитаемых островов Камбоджи. Праздничные фейерверки привлекли внимание военных, чья база располагалась на соседнем острове. «Военные приехали на остров для проверки документов, которых у отдыхающих с собой не оказалось. Сергей Полонский предложил отвезти его на свой остров для предоставления документов. Военные в грубой форме отказали и силой увезли на военную базу для выяснения личности. Подобное поведение спровоцировало резкую реакцию эмоционального Сергея Полонского». Дело осложнилось тем, что камбоджийцы не говорят ни по-английски, ни по-русски, а кхмерский ни сам Полонский, ни его товарищи не знают.
У камбоджийских стражей порядка совсем другая версия того, как разворачивались события 31 декабря. В соответствии с ней, Полонский подрался с капитаном судна после того, как тот отказался дать штурвал. Кроме того, Сергей с друзьями угрожали ножом членам экипажа, заперли их в каюте и удерживали силой несколько часов. Им вменяются несколько статей –хулиганство, умышленное причинение физического вреда здоровью и незаконное удержание людей. Как заявил СМИ заведующий консульским отделом посольства РФ в Камбодже Павел Сеськанов, российскому бизнесмену и его товарищам за инкриминируемые им преступления может грозить от года до трех лет тюремного заключения.
Примечательно, что правозащитники встали на сторону Сергея.
- Полонский - гражданин РФ, налогоплательщик, и сейчас у него огромные проблемы вдалеке от Родины, - говорит создатель портала «Гулагу. нет» Владимир Осечкин.- Сейчас не время для критики его бизнеса или обсуждения его личности. Государство и общество обязаны сделать всё, чтобы наши сограждане в зарубежных тюрьмах ощущали госзащиту и поддержку, как минимум - квалифицированную юридическую помощь и требование о содержании в человеческих условиях. Пребывание в камбоджийской тюрьме опасно - там жара и повышенная влажность. Не привыкший к таким условиям организм россиянина может дать серьезный сбой, не исключаю заражение различными опасными инфекциями. Вообще защита прав заключённых-россиян в иностранных тюрьмах - это серьёзная проблема. По нашей информации, за рубежом содержится около 7000 арестантов-россиян. Многие оказались там случайно и вина их не доказана.
По словам правозащитников, в ближайшее время в Интернете появится новый ресурс, посвящённый таким россиянам. На специальном портале будет карта мира, раскрашенная цветами светофора: зелёным помечены страны, где соблюдаются права заключённых-россиян, жёлтым - где нарушаются, но можно влиять на улучшение ситуации, а красным - где права грубо попираются и где местные власти настроены негативно. Правозащитники намерены сами делать запросы в иностранные государства, в международные организации против пыток и насилия по каждому случаю, произошедшему с россиянами за границей. Что касается конкретно Полонского, почти все правозащитники сходятся во мнении - камбоджиские власти перегнули палку.
- Арест - это исключительная мера, в случае с Полонским - очевидно избыточная, - говорит Осечкин. - Никого не убили, не ограбили. Полонский приехал в Камбоджу отдыхать, а не совершать преступления. Его арест - не правовое решение, а способ оказания давления. Он напрасно написал, что мог быть освобожден , если бы признал вину. Признание вины не может служить основанием для освобождения, точно так же как в правовом государстве не признание вины не может быть основанием для взятия под стражу.
Впрочем, некоторые россияне не так однозначно относятся к истории. Как написал один из блоггеров, учитель истории Игорь Олин: «Несколько камбоджийцев сделали то, что не удалось никому в огромной России. Они поставили зарвавшегося олигарха на место. Правда, с оружием.»