Тотальное слияние: Банкир-парикмахер
Главной особенностью уходящего года стало безудержное слияние школ и колледжей. Особо разнузданный характер оно приняло в Москве. В последнее время к обычным школам здесь стали присоединять учебные заведения для хулиганов (по науке – для детей с девиантным поведением) и школы для умственно отсталых детей. Полученную гремучую смесь называют «образовательными холдингами», а возмущенным родителям объясняют, что она возникла по их желанию. Явились, дескать, к чиновникам гонцы из учебного заведения со специальными математическими или биологическими классами и попросили: «Слейте нас со школой для хулиганов!»
Никто не спорит: инклюзив — дело хорошее. Но чтобы совместное обучение пошло на пользу инвалидам с умственными нарушениями, не говоря об обычных детях, каждый особый ребенок должен быть под контролем специально обученных учителей. А на это средств не будет: после слияния с обычными школами норматив учащихся спецшкол (750 тыс. рублей в год) обрезается до стандартных 123 тыс. рублей. Таким образом, особые дети бросаются на произвол судьбы.
Тем временем, в водоворот тотальных слияний втянуло и техникумы. Московский Банковский колледж № 45, например, слили с 44-м, где учат на поваров, парикмахеров и столяров. Собирались переименовать его по новой специализации — в кулинарно-парикмахерский техникум. Но родители решили, что «финансовое» название звучит солиднее и добились сохранения прежнего названия. В итоге банковский колледж будет выпускать парикмахеров и кулинаров. А что, по-моему, прекрасные специалисты будут: и деньги посчитают, и волосы постригут. Кстати, выражение «стричь купюры» теперь обретает новый смысл.
Рейтинги: От детских садов до университетов
Другое, чем запомнится год – повальная мода на рейтинги. Что касается вузов, то здесь дело не задалось – особенно, на мировом уровне. Так, ежегодный рейтинг QS опустил МГУ им. Ломоносова со 112-го места на 116-е, а Санкт-Петербургский госуниверситет – с 251-го на 253-е (всего в этом году в топ-тысячу QS вошли 14 отечественных вузов).
А Россия взялась рейтинговать свои школы. Оценивались они по четырем направлениям: возможность индивидуального развития учащихся; условия обучения; результаты обучения (прежде всего, оценки ЕГЭ) и доступность обучения. Самыми лучшими оказались математические школы, а худшими – художественно-эстетические. Самые комфортные условия обучения у нас в языковых спецшколах, а самые высокие учебные результаты -- в математических и гуманитарных. При этом оказалось, что гимназии и спецшколы не обеспечивают высоких баллов ЕГЭ: 20% брэндовых школ имеют средний балл ЕГЭ по русскому языку 50 (слабая «тройка»). А 47% учеников математических школ не набирают по ЕГЭ по математике и того.
Окончательно запутав родителей школьников, рейтингованию подвергли и детские сады. Отличных результатов не показал ни один, а хорошие -- всего 3%. Основная масса — 96% детских дошкольных учреждений — едва-едва удовлетворяет необходимым требованиям. При этом в тройке абсолютных лидеров лучший из детских садов Москвы занял лишь третье место, пропустив вперед Волгоград и Йошкар-Олу. А по комфортности пребывания детей лидерами стали детские садики из Тольятти и Ханты-Мансийского автономного округа.
Пришествие церкви в образование: Двойка по нравственности
В программе 4-х классов появился новый обязательный предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно – ОРКСЭ). Его вводили, чтобы воспитывать учащихся в духе морали и нравственности. Но в отличие от Закона божьего в царской России, предмет обещали сделать светским, а в отличие от Кодекса строителя коммунизма -- деидеологизированным. И потому решили: преподавать его будут специально обученные учителя; оценок не будет -- не ставить же «двойки» и «пятерки» «за нравственность»! А родители смогут выбрать один из модулей ОРКСЭ: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». Увы! Все вышло по-другому.
Свободного выбора не получилось: вся Ингушетия в едином порыве изучает историю ислама, а Мытищи – основы православной культуры. Оценки за «нравственность» таки ставят — а как иначе заставить детей учить предмет. А учебники излагают ее суть столь чудовищным языком, что оторопь берет. Что же касается учителей, то с ними ситуация совсем аховая. Кое-где объявленный «светским» предмет ведут духовные лица: в Чечне, к примеру, ОРКСЭ читают имамы, произведенные в ранг завучей, и того же добивается РПЦ. А светские учителя то пугают малышей адом, то обсуждают с ними смертный грех «Не прелюбодействуй».
Тем временем религия идет и в вузы. Во многих открыты кафедры теологии. А в уходящем году в их число вошел и ведущий «ядерный» вуз страны – МИФИ. И тоже обещает не вводить по «духовному» предмету зачетов и экзаменов.
Высшее образование: Вконец замониторенные вузы
Высшему образованию уходящий год принес нежданное бедствие в виде мониторинга эффективности вузов. Спорный и по части критериев, по которым судили университеты, и из-за решения ограничить экзекуцию государственными вузами, выведя за скобки неэффективность частных, он не мог не закончиться скандалом и всеобщим возмущением умов.
Признаки неэффективности нашли в каждом четвертом учебном заведении -- 136 вузах и 500 филиалах. В Москве ее продемонстрировали 20 вузов из 79 и два филиала из четырех. То, что в их числе оказались РГГУ, Литинститут им. Горького, МАРХИ, Московский педагогический госуниверситет (бывший им. Ленина) и Госуниверситет управления, вызвало в обществе шок. А тот факт, что часть заклейменных вузов закончила год с высокими показателями (например, РГГУ), его лишь усугубил.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, Минобрнауки разбило все жертвы мониторинга на три «категории свежести». Две первые группы (в числе которых МАРХИ, Литинститут им. Горького, РГГУ, Московский государственный педагогический университет) отделались составлением новых программ развития, а в худшем случае – сменой руководства. А вот третьей грозит закрытие. Их студентов, правда, обещают доучить по прежним специальностям и ценам. Но что на это скажет Минфин, никто не поинтересовался. А зря. О позиции финансистов нетрудно догадаться. А это – серьезная заявка на проблемы, притом перманентные: мониторинг решено сделать ежегодным.
Прочие итоги года: Все течет, все меняется
За год изменилось и многое другое. В Москве, например, запись в детские кружки и секции стала электронной, а каждый ребенок получил в зависимости от возраста 4-6 бесплатных часов дополнительных занятий в неделю. Формально можно записаться хоть в шесть кружков и ходить по часу в неделю в каждый. Но родители жалуются, что детей принуждают отзаниматься все положенное время в каком-то одном.
В конце года принят в целом закон «Об образовании». Голосуя за него, народные избранники отклонили поправки о финансировании образования на уровне 7% ВВП вместо нынешних 4% и об ограничении родительской платы за детские сады на уровне нынешних 20% дохода семей. Но разрешили родителям контролировать содержание образования и методику обучения, а учащимся – посещать занятия не только в своем учебном заведении, но и в любом другом, а затем засчитывать эти результаты по месту основного места учебы. Например, ходить в спортивную секцию, а не на школьную физкультуру. Закон легализует и повышение учительских зарплат до средних по экономике региона. В ряде территорий их и в самом деле повысили. Однако быстра народная мысль! На местах, констатировал Владимир Путин, начался мухлеж с цифрами. И кое-где заработки учителей не выросли, а, скорее, сократились.
Изменилось за год и многое другое. Даже министр образования и науки у нас не тот, что раньше: в мае Дмитрий Ливанов сменил на этом посту Андрея Фурсенко, рулившего Минобрнауки последние 7 лет. Неизменно только одно: очереди в детские сады. Впрочем, нет! Изменились и они: если год назад в очередях было 1,9 млн человек, то полгода назад – 2,1 млн, а сейчас – 2,4 млн.