Жительнице Петрозаводска Ирине вирус гепатита С, как и многим другим, занесли во время операции. А обнаружилось это во время прохождении процедуры ЭКО. Причем, процедура была очередной, четвертой по счету, и опять, к сожалению, неудачной. Супруги решили больше не пробовать, а начать собирать документы для оформления опеки. Ирина даже начала посещать курсы приемных родителей.
- Мы хотели взять маленького - до 3-4 лет, - говорит Ирина. - Я работаю в детском саду, и у меня как раз такие малыши в группе... И вот я пошла в опеку, чтобы встать на учет как кандидат в опекуны. Первый специалист опеки, которая услышала, что у меня гепатит С, сделала круглые глаза. Вторая сказала: «Ну не знаю... Что скажет ваш врач...». А у меня врач очень хорошая, она дала мне документ, который подтверждал, что гепатит С в быту не передается...
14 августа Ирина, довольная, принесла этот документ. А уже 16-го получила заключение юриста опеки, в котором ей категорически отказывали на основании того, что гепатит С входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением правительства еще в 1996 году. А в соответствии с ним лицо, у которого есть инфекционное заболевание, не может быть усыновителем или опекуном до тех пор, пока его не снимут с диспансерного учета.
Ирине — 39 лет. А гепатит С — это хроническое заболевание. Этот учет — пожизненный, с него не снимут. Такое решение навсегда убивало ее мечту о детях.
В опеке ей сказали: «Идите в суд, если присудят в вашу пользу, значит — поставим....». Ирина стала искать адвоката, но ей говорили, что это очень сложное дело, только заявление стоит написать 25 тысяч. А в суде ее сопровождать — еще 125. Тогда она стала искать в интернете похожие дела и нашла дело Светланы Изамбаевой.
Справка «МК». Светлана Изамбаева билась больше 9 месяцев, чтобы ей отдали под опеку родного брата Сашу. Сложность заключалась в том, что у Светы — ВИЧ-инфекция, и на основании этого суд неоднократно ей отказывал. Мол, инфицирует брата, а нам потом отвечай. И пока Светлана доказывала, что ВИЧ в быту не передается, мальчика, даже не предупредив ее, отправили сначала в приемную семью. Потом — в детдом. И там, и там мальчику пришлось несладко. Но с точки зрения чиновников, все делалось в интересах ребенка. Но в конце концов, когда Светлана прошла через отказы многих судов и глав администраций, ей удалось убедить суд, что ее заболевание никак не может передаться Саше, и брат должен жить в своей семье, а не в детдоме. Сейчас они вместе.
Ирина написала Свете, и та посоветовала ей обратиться в правозащитную ассоциацию «АГОРА». Юрист «АГОРЫ», адвокат Ирина Хрунова помогла составить ей заявление, и вот уже в ноябре за одно заседание вопрос был решен в пользу Ирины.
- Суд посчитал аргументы врача, что гепатит С не передается в быту убедительными, - говорит Ирина. - Мой муж, например, за 7 лет, что я живу с гепатитом, не инфицировался. И еще для судьи было убедительным то, что я работаю в детском саду, и там гепатит С не является противопоказанием для работы с детьми. Так что, 17 декабря я уже могу идти в опеку...
Комментарий адвоката Ирины Хруновой, которая консультировала Ирину:
- Это суперрешение суда, потому что теперь можно говорить об изменении существующей юридической практики. Вот с Изамбаевой суд, например, обошел это Постановление правительства. Там в решении говорилось, в основном, о том, что ребенку будет лучше с семьей и т.д. А здесь суд напрямую сказал: случаи, указанные в Постановлении, неприменимы к ВИЧ-инфекции и гепатиту С! Потому что эти заболевания не передаются в быту и к тому же являются хроническими, так что снятию с учета человек не подлежит вовсе! И теперь это решение может помочь тем людям, которые натолкнулись на подобную позицию опеки.
- А многие хотят усыновлять?
- Многие! И будет их с каждым годом еще больше. Прошло то время, когда ВИЧ и гепатит С связывали только с наркоманами. Теперь в эту категорию попадают очень многие люди. Кроме того, резко встал вопрос бесплодия. Кое-где до 30% молодых пар не могут зачать ребенка в течение года. Так что молодец и сама Ирина, и врач, которая не побоялась пойти в суд, и судья!