Первым о зачетных книжках в автошколах сказал 20 ноября замначальника отдела организации экзаменационной работы и контроля за перевозкой пассажиров и грузов ГУОБДД МВД России Дмитрий Желтенков. «Мы будем разделять процесс подготовки, вводить зачетную книжку для обучаемого и вводить этапность обучения. До сдачи одного блока человек не сможет приступить к изучению следующего», — сообщил он.
Это был пробный шар. Поскольку вопрос острый, нужно было изучить реакцию и в случае необходимости легко дезавуировать заявление (чему способствовала не слишком высокая должность говорившего). Но массы отреагировали вяло, и процесс пошел. Приказ уже подготовлен и находится на подписи у руководства МВД. Видимо, под Новый год учеников российских автошкол может ждать большой сюрприз.
Внутренние экзамены в автошколах существовали и ранее. Мало того, без успеха на них выпускник не мог быть допущен к сдаче в ГАИ, затем ГИБДД. Но эти экзамены зачастую проводились формально. Автошкола, взявшая с ученика деньги, не была заинтересована спрашивать с него строго. Хотя какой-то отсев людей совсем уж неспособных этот фильтр все-таки давал.
Теперь ГИБДД хочет резко ужесточить процедуру. Так, к вождению учащиеся смогут приступить только после прохождения всей теоретической части. Кроме того, на всех внутренних экзаменах (всего этапов будет три) смогут присутствовать представители ГИБДД. Как наблюдатели, но с правом задавать вопросы. Потенциальное присутствие грозного внешнего проверяющего заставит автошколы спрашивать строже. Либо повысит, как сейчас принято говорить, коррупционный потенциал.
Впрочем, в ГИБДД утверждают, что эта мера антикоррупционна. «Собрать нужное количество необходимых для подтверждения знаний подписей за короткое время не получится. Сегодня идет борьба с возможностью покупки прав, в частности, за два прошедших года в Москве практически полностью поменялся состав экзаменаторов», — сообщили в ГИБДД. Доля правды в этом есть. Ведь в зачетке будет подпись конкретного преподавателя. Если у него потом 99% учеников в ГИБДД заваливаются, неплохо бы его на предмет коррупции проверить.
В целом же продолжается тренд на торможение автомобилизации населения. Мегаполисы задыхаются от пробок, и сокращение числа выезжающих являются одним из методов борьбы. В том числе и путем ужесточения процедуры получения водительских прав. Правда, у желающих получить права пока остается лазейка экстерната. Во многом потому, что ею очень любят пользоваться чиновники и прочие авторитетные и занятые люди. Но рано или поздно падет и этот редут. Уж очень активно ГИБДД ведет подкопы.
ЭКСПЕРТ «МК»
Петр ШКУМАТОВ, координатор движения «Общество синих ведерок»:
— ГИБДД опять занимается размыванием ответственности, в то время как бизнес по продаже водительских прав продолжает процветать. На мой взгляд, нужны корректировки в Закон «Об ОСАГО» — страховка должна распространяться на водителей со стажем от года и выше. За всех тех, кто впервые выезжает на дорогу, ответственность должна нести обучавшая его автошкола, возмещая нанесенный ущерб в течение первого года. Конечно, автошколы будут перестраховываться и повышать цены, но в итоге у действительно хороших учителей, уверенных в своем профессионализме, стоимость обучения чудесным образом будет ниже, чем у тех, кто выпускает кого попало. И люди за них проголосуют рублем.
Что касается экстерната, отказ от него, в принципе, правильная идея. Хотя я сам самоучка и сдавал на права без автошколы. Водитель должен быть подготовлен к тому, что каждый выезд на дорогу — это ответственность. Осознание этого приходит или с опытом ДТП (как в моем случае, к сожалению), или этому можно научиться в хорошей автошколе.
Павел Чувиляев
Евгений Красников