Во времена застоя был анекдот, как советский генсек Брежнев, президент США Никсон и его коллега из Франции Помпиду поспорили, кто быстрее научит кошку есть горчицу. Никсон действовал силой, Помпиду — лаской, но оба не преуспели. А Брежнев намазал горчицу у кошки под хвостом, та страшно заорала и тут же все слизала. «Вот! — сказал довольный генсек. — По собственному почину и — с песней!» Совсем как нынешнее слияние школ в Москве.
В минувший четверг по всему городу прошли родительские собрания с центральным пунктом повестки дня: «О предстоящем объединении нашей школы». Решение, как оказалось, надо принимать быстро. Директора получили в округах установку найти партнера для слияния до 1 ноября, «поскольку верстается городской бюджет». Причем как бы по собственному почину. Так что особыми сантиментами предстоящее соитие не обставлялось нигде — успеть бы! Зато паника поднялась нешуточная.
Директора и управляющие советы кинулись искать партнеров по объединению: отбивать их друг у друга, интриговать, уговаривать, пугать, обвинять в желании захватить дополнительное школьное здание и т.д. Учителя и родители раскололись на два лагеря — сторонников и противников вынужденного союза — и сошлись врукопашную. Короче, всем окончательно стало не до учебного процесса, и без того скомканного главным делом сегодняшней школы — писанием бесконечных отчетов в вышестоящие инстанции. Самое же неприятное, что весь этот «пожар во время наводнения в бардаке» заполыхал в кромешной тьме. Потому что никакими официальными документами, способными развеять мрак, — будь то приказы Департамента образования Москвы, инструкции или хотя бы разъяснения, как проводить объединение, — школы не располагают.
Да что там инструкции с приказами! Всего две недели назад Департамент образования проводил городское родительское собрание. Собрали мам и пап со всего города и говорили о чем угодно: о программах, о компьютеризации школы, об электронных дневниках и учебниках. И — ни слова о надвигающемся объединении, которое коснется всех. А ведь решение к тому времени наверняка уже было принято: такие идеи не воплощаются на следующий день даже у нас.
Сама по себе мысль ради экономии бюджетных средств слить несколько учебных заведений в одно, мягко говоря, неоднозначна. С одной стороны, конечно, экономия — на одних директорских окладах, если вместо четырех-пяти останется один, при нынешнем уровне их зарплат в бюджете останется кругленькая сумма. Плюс Департамент образования сулит объединенным «холдингам» на будущий год дополнительную субсидию. Однако, с другой стороны, не может не возникать вопрос об управляемости школ с тысячами учащихся и несколькими зданиями, разбросанными по московским просторам. Есть ли уверенность, что это будет удобно родителям и ученикам? А что будет с учителями?
То, в какой тайне готовилось решение, заставляет тех и других предполагать самое худшее. И не без оснований: весь наш опыт, в том числе связанный с реформой образования, говорит, что перемены сплошь и рядом ничем хорошим не заканчиваются. Главное же, что никто не обозначил пределов укрупнения школы. При объединении в одну по