Может ли судебный процесс над «Пусси Райот» спровоцировать начало революции? Звучит фантастически...
Но вспомним: Великая французская революция началась с похожего пустяка.
Власть редко заглядывает далеко. Она, как голодная рыба, бросается на брошенную ей провокационную наживку.
Оппозиция долго не могла найти правильную линию и тактику противостояния режиму, а «пусси-райотки» обнаружили превосходную лазейку. Теперь это уже заметная пробоина. Мишень найдена точно: смычка заевшейся церкви и изолгавшегося и проворовавшегося государства. Митинги на Болотной никого наверху особенно не взволновали. А выходка в церкви еще как зацепила.
Что до Французской революции — после того, как религиозные распри привели к кровопролитию, разумные (и, к счастью, не отсеченные гильотиной) головы отделили церковь от государства. Церковь стала решать свои вопросы самостоятельно.
Должно было смениться несколько эпох, чтобы Россия задумалась о том, что во многих других странах давно понятно.
* * *
Видимо, христианскому миру с его слабеющими постулатами добродетели осталось существовать недолго. Турки дозавоюют Кипр, Китай насмерть обнимет Россию, Албания стиснет Сербию. Наступит царство иных религий и верований.
* * *
Почему живучи предрассудки? Предельно ясно. Каждому надо заглянуть в себя.
Хороших нет. И плохих нет. Есть отражающие тебя самого зеркала.
Найдите мужчину, который не согласится с шариатским взглядом: изменившая женщина заслуживает кары... По экранам прошли кадры: отряд блюстителей нравственности расстреливает изменщицу. Кому стало ее жаль? И если жаль — то не с той ли позиции, что она молодая, привлекательная (видимо), могла до того, как умереть, послужить объектом похоти еще и для других?
* * *
Понятная мысль не замороченного высокими рассуждениями о гуманизме человека: «Я желаю тебе погибели, мой сосед, мой конкурент, мой ближний, мой брат, моя сестра, а то и мать вместе с отцом! Но пока ты жив, и функционируешь, и способен принести мне пользу или таишь непредвиденную угрозу, я буду с тобой считаться, ладить или враждовать — относиться так, как все живые относятся друг к другу».
* * *
Когда Достоевский писал в ХIХ веке о слезинке ребенка, о том, как помещик затравил собаками крепостного мальчика, он не предполагал, что в ХХ веке такая забава станет массовой. В Треблинке, Освенциме... Да и в относительно мирные дни ХХI века. Не представлял масштабов, до которых расширится человеческая изощренная жестокость.
* * *
Люди уродуют окружающий мир не просто от нечего делать, а в соответствии с собственными представлениями о красоте.
* * *
Человечество лишено сентиментальности. Оно должно было бы хранить вечную благодарность грекам — за то, что породили европейскую культуру. Но вместо этого спокойно наблюдает, как страна, подарившая миру великую цивилизацию, погибает, не способная состязаться в деловых качествах с преуспевающими ныне государствами.
* * *
Гитлер прав? И Сталин прав? «Нечего человеческий сброд жалеть»? Подлинно великие проводят эксперименты сперва на людях, а уж потом на крысах и мартышках.
Непонятно только, почему Гитлер сосредоточился на уничтожении евреев. Всех подряд следовало пускать в расход. (В этом Сталин масштабнее.)
В рейсовом автобусе старушка-гречанка покорно стоит, а сытые туристы из Германии и Италии едут коллекционировать впечатления. Они не собираются уступать ей сиденье. Отталкивают мать с крохотным ребенком от дверей, лишь бы занять место первыми. Таких разве не надо выкашивать?
Наверное, в своих странах и у себя в семьях они замечательно воспитанные и добропорядочные люди, но в эти минуты омерзительны. Старость можно не уважать? С нищей старушонкой можно не считаться? Вряд ли у себя в стране кто-нибудь из них остался бы сидеть в трамвае или метро при виде тщедушного божьего одуванчика... Но в их сытых странах подобная ситуация не очень-то и возможна: там пожилые богатые леди ездят в персональных автомобилях, а общественный транспорт не переполнен.
* * *
Жизнь изначально несправедлива. Возможно, человек, с его удивительным необъяснимым механизмом совести, был запущен в мир для того, чтобы уравновесить чаши добра и зла. Но человек (за исключением отдельных представителей своей породы) сразу и однозначно примкнул к злу.
* * *
Всё очевиднее становится: планета пребывает в лапах малопорядочных (да что там — полностью бессовестных), на все способных ради личной выгоды проходимцев и прохиндеев. В какую страну ни ткни — всюду найдешь лидера лгущего, изворачивающегося, цинично попирающего нормы, которые для воспитанного (уж не говорю — интеллигентного, просто совестливого) человека являются столь же необходимым условием существования, как воздух. Без соблюдения этих правил мир очень быстро окажется в глубочайшей яме безнадежности.
* * *
К власти пришли те, кто откровенно получает удовольствие от жизни и не стесняется этого. Предыдущие лидеры были или хотя бы старались выглядеть трудягами. А эти даже не пытаются такими казаться. Лишь изредка делают лица озабоченными, если в подведомственной им державе случается трагедия или катастрофа. В прочие дни — порхают, женятся на красотках, охотятся и рыбачат, достают амфоры со дна моря.
Как правило, это не пользующиеся авторитетом фигляры, даже если возглавляют религиозные анклавы, принадлежат конфессиям, которые по статусу и природе своей должны быть наделены нравственным потенциалом.
Дело даже не в том, что происходит дележ денег и общая ограбиловка населения, а в том, как эти небожители между собой и с народом общаются.
* * *
Вот что заметно: заседания Думы становятся все скучнее. Раньше ее словопрения потешали, теперь члены занялись унылой, без увеселительных обсуждений штамповкой спущенных сверху в ультимативной форме законов. Это непрофессиональный подход. Профессиональный был бы как в футболе. Приглашаются мастера-легионеры, и зрелище игры становится куда как интереснее. Может, нам выписать профессионалов из английской Палаты общин или хотя бы украинской Рады? Все же у них заседания проходят позабористее, чем у нас.
* * *
Обязаны ли политики отвечать за свои слова?
«Не надо жевать сопли»... «Будем мочить в сортире». Сказано лихо! Но слово — не воробей. Те, кого обещали мочить, пустили в ответ моря крови. Таков был их ответ.
* * *
Наш вождь «наехал» на американцев и их валютные активы: «Они-то что творят! Хулиганят просто, станок включают и разбрасывают на весь мир...» Можно подумать, что мы печатный станок не убыстряем и рубли не допечатываем. И с инфляцией полностью справились. Еще один упрек американцам: допечатками долларов они шантажируют весь мир. А может, пытаются спасти тех, кто им поверил и дал в долг? В том числе выручают нас?
По поводу списка российских чиновников, въезд которым запрещен в США, тоже сказано звучно: примем адекватные меры! Будто американские клерки буквально осаждают экономически благополучную Россию, рвутся к нам, чтобы слить свои неправедно нажитые капиталы, а англичане (наиболее богатые из них) отправляют к нам детей на обучение — чтоб смогли зацепиться в нашей стране и остаться тут работать. Лучше бы мы пригрозили таким списком невъездных граждан китайцам, которые оккупировали наш Ближний Восток. Но для них преград не создаем, и они скоро осуществят бригадный подряд в Москве и поставят на Красной площади свою Великую стену.
* * *
После трагедии с ярославским «Локомотивом» один из двух правителей признал, что самолеты «Як-42» морально устарели, и даже обмолвился, что, скорее всего, эксплуатироваться они не будут.
Другой и вовсе рубанул сплеча: введут, пожалуй, запрет и на полеты «Ту-134».
И оба-два заверили: плавсредства типа «Булгарии» отправлять в круизы недопустимо.
Таким образом, оба ступили на рискованную дорожку. Эдак скоро запретят продавать в магазинах отравленную еду (вот погибнет тысяча-другая человек — и посыплются припоздалые возмущенные приказы) или не порекомендуют ездить на метро, потому что его время от времени взрывают.
* * *
Зло не исчезает. Просто принимает другие обличия и формы. Раньше палаческие функции осуществляло государство. Генетически предрасположенные к убийству люди шли в карательные органы — ЧК, КГБ, СМЕРШ... Сейчас тот же процент убийц действует самостоятельно, без господдержки, на свой страх и риск — отсюда статистический рост преступности.
* * *
Вот какую классификацию хотел бы предложить тем, кто намеревается жить достойно, нравственно и по совести: определять стыдно или не стыдно проведен день — по итогам каждого суточного отрезка. А не чохом — отчитываясь сразу за всю прожитую праведно или преступно жизнь.