— Старт экспедиции состоялся больше года назад. 18 сентября 2011 г. яхта «Скорпиус» вышла в свой рейс к двум полюсам из морского порта Сочи. За прошедшее с тех пор время экипажу во главе с капитаном Сергеем Низовцевым удалось пройти под парусами более 90 тысяч километров. Значительная часть этого пути пролегала в малоизученных районах мирового океана.
Уже к апрелю нынешнего года «Скорпиус» замкнул свое первое приполярное кольцо — вокруг Антарктиды. Он не просто обогнул Шестой материк, но поднялся, проходя море Росса, аж до
Еще один мировой рекорд Низовцев со товарищи установили несколько дней назад. Перебравшись из антарктических морей через Индийский и Атлантический океаны в Арктику, экипаж яхты совершил там вторую кругосветку. Выписывать это кольцо они начали 30 июля от южной оконечности Гренландии и к 1 октября вернулись к этой же точке с другой стороны, обогнув за два месяца Землю на уровне
Столь быстро Северный полюс не огибало еще ни одно парусное судно. Да и пройти от Шпицбергена до Канадского Арктического архипелага в коридоре между
На протяжении долгого пути случалось всякое. В Антарктике жестокие шторма в лоскуты изорвали паруса яхты. Около 3 тысяч миль до Австралии пришлось плыть под куцыми остатками парусов, теряя драгоценное время. Там же налетевшие штормовые порывы ветра однажды оборвали и унесли в океан антенну. На несколько дней «Скорпиус» остался без связи с «большой землей», так что в московском штабе экспедиции уже собирались бить тревогу и организовывать спасательную экспедицию, однако яхтсмены смогли ликвидировать нештатную ситуацию своими силами.
— А в конце сентября, когда, завершая арктическое кольцо, «Скорпиус» шел через море Баффина, мы попали в поток небольших льдин, — рассказывает Сергей Щербаков. — Проблема в том, что из-за сравнительно малых размеров их не видно на радаре, так что очень трудно, ведя яхту вперед, избежать столкновения. А «Скорпиус» не имеет специального ледового подкрепления корпуса, и достаточно наткнуться на льдину размером с легковой автомобиль, чтобы последствия для яхты были самые печальные. Когда мы приблизились к острову Беннетта — легендарной «Земле Санникова», исследуя которую погибла в самом начале ХХ века экспедиция барона Толля, «Скорпиус» на какое-то время оказался затерт льдами и начал дрейфовать вместе с ними, но потом удалось выскочить из ледяного плена. А когда шли из Антарктики в Арктику, в районе печально знаменитого Бермудского треугольника яхту закружили тамошние непредсказуемые течения, сбивая с курса...
— Расскажите, что из себя представляет «Скорпиус».
— Это очень хорошая круизная яхта, построенная известной голландской фирмой в 1991 г. Длина судна — почти 30 метров, на борту может с комфортом разместиться
Совершая плавание в столь глухих местах мирового океана, экипаж «Скорпиуса» выполнял комплекс научных и практических наблюдений. Например, яхтсмены тестировали работу российской системы ГЛОНАСС в приполярных широтах, фиксировали температуру воды, ее соленость, степень загрязнения в различных районах.
В данный момент «Скорпиус» с оставшимися на борту несколькими членами экипажа идет через Атлантику от берегов Гренландии к Гибралтарскому проливу. Уже через несколько дней яхта должна отшвартоваться у ставших ей родными черноморских берегов.