В последнее время, констатировал глава Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев, «существенно участились случаи предоставления в приемные комиссии вузов недостоверных сведений». Абитуриенты не гнушаются ничем: подают липовые оценки ЕГЭ, фальшивые справки об инвалидности и сиротстве, скрывают наличие высшего образования, перекрывающего пути к бюджетным местам. Короче, пускаются во все тяжкие. Но теперь c этим покончено!
Минобрнауки разработало и внесло в Госдуму законопроект «Об ответственности граждан, зачисленных в вузы с нарушениями», предусматривающий отчисление всех попавшихся на получении высшего образования по подложным документам. «Сейчас такого механизма нет, — разъяснила „МК“ замминистра образования и науки Наталья Третьяк. — А законопроект такую норму вводит. И это хорошо! Люди должны отвечать за свои действия. Да и негоже начинать свою карьеру с обмана». Закон, подчеркнула она, будет рассмотрен Думой уже в осеннюю сессию. И в случае принятия (а сомнений в том, что его примут, нет) заработает в ближайшую приемную кампанию.
Одновременно (и в этом также нет сомнений) будет принят другой плод законодательной деятельности Минобрнауки. С его помощью количество бюджетных мест в вузах будет рассчитываться по-новому: не от общего числа жителей страны, как сейчас (сегодня это 170 бесплатных мест в вузах на каждые 10 тыс. населения), а от численности людей в возрасте
Пока это даже больше, чем по нынешним правилам (в 2012 году этот показатель составляет 775 человек, а в
Однако основные изменения связаны с новым интегральным законом «Об образовании», первое чтение которого в Госдуме запланировано уже на октябрь. Среди новшеств — возможность учиться за счет бюджета в негосударственном учебном заведении и общая доступность дошкольного образования. (Правда, очереди в детские сады, по словам премьер-министра Медведева, сохранятся и после принятия закона — до 2016 года). Учащимся закон предоставит право посещать занятия не только своего, но и других учебных заведений, т.е. учиться по модульной системе. (Жаль только, что, как это будет происходить на практике, должен определить подзаконный акт, а его пока не разработали. — МК.). Равным образом закон освятит право студентов на стипендии и общежития.
В целом, подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов, за время обсуждения были рассмотрены более 20 тыс. предложений и поправок. Самые разумные были учтены и вошли в нынешнюю, девятую версию законопроекта. И среди них ряд положений альтернативного, подготовленного оппозицией законопроекта «О народном образовании», в силу чего закон, по словам министра, стал компромиссным. В частности, образование решено считать «общественным благом», а не «услугой», как в первоначальном варианте. (Услугами останется разве что выдача свидетельств об образовании). Другое достижение — закрепление в законе особого статуса и оплаты труда учителя. Однако многие новшества еще впереди: они появятся ко второму чтению.
Одна из возможных поправок — отмена права ряда вузов на собственные вступительные экзамены. Сегодня результаты таких экзаменов, подчеркнул депутат Госдумы Николай Булаев, «сплошь и рядом абсолютно не соответствуют результатам ЕГЭ: то сильно ниже, то сильно выше. Надо убрать эти местечковые экзамены! Все абитуриенты должны поступать по одним правилам — только по результатам ЕГЭ!»
Глава Минобрнауки инициативу депутата поддержал: «Я с вами согласен! Надо вместе подумать над оптимальной — открытой и прозрачной — моделью приема в вузы и заложить ее в законопроект». Однако ожидать немедленной отмены дополнительных вступительных испытаний все же не стоит, разъяснил «МК» первый зампред думского Комитета по образованию Григорий Балыхин: «Такая проблема действительно есть, и министр, естественно, готов ее рассмотреть. Однако она не носит системного характера. А потому немедленно новая мера введена скорее всего не будет».
Помимо прочего, Дмитрий Ливанов заявил, что необходимо сокращать количество вузов, не пользующихся популярностью среди абитуриентов.
— Те вузы, которые не интересны абитуриентам, должны уходить с образовательного пространства, — выразил свое мнение министр. — В целом, чем более востребован университет, чем он результативнее, тем больше в него приезжает абитуриентов со всей России. И это проявление роста доступности высшего образования. И это тоже результат работы Единого госэкзамена.
Судя по иностранным образовательным рейтингам, российские вузы не слишком высоко котируются в мире. В список ста лучших университетов попал только один отечественный вуз — Московский университет имени Ломоносова.
— По Шанхайскому рейтингу, если я не ошибаюсь, МГУ находится на