Черный лимузин с Дианой и ее другом Доди аль-Файедом на заднем сиденье влетел в туннель на сумасшедшей скорости 160 км/час. «Мерседес» пытался оторваться от группы преследовавших его папарацци. Однако в туннеле машина задела идущий впереди белый «Фиат» и врезалась в
Теории заговора
Принцесса еще лежала в гробу, а представитель отца Доди аль-Файеда миллиардера Мухаммада аль-Файеда заявил, что гибель Дианы и сына аль-Файеда была результатом тайного заговора королевской семьи. Идея убийства якобы принадлежала супругу королевы принцу Филиппу, а осуществили его агенты британской службы безопасности. У тогдашнего владельца знаменитого лондонского универмага «Харродс» были основания ненавидеть королевскую семью. Во-первых, Букингемский дворец отказал его универмагу в праве быть «поставщиком двора ее величества». А во-вторых, МВД отказало аль-Файеду в получении британского гражданства.
За 6 лет были установлены практически все подробности трагедии. Единственно, чего не сумели сделать французы — отыскать тот самый белый «Фиат» и его хозяина. Однако эксперты пришли к выводу, что «Фиат» никак не мог быть виновником катастрофы. В конце концов парижская прокуратура пришла к выводу, что авария была результатом несчастного случая, виновником которого был погибший водитель «Мерседеса» (в его крови, кстати, нашли алкоголь). Но все это не убеждало ал-Файеда и сторонников теории заговора в разных концах земного шара.
Пока не вмешались сыновья
Наконец, в 2008 году лондонский коронер (судья, который удостоверяет смерть британского гражданина, где бы она ни случилась) назначил специальное судебное разбирательство причин смерти принцессы. В течение полугода обстоятельства гибели Дианы разбирали в суде присяжных. В качестве свидетелей на этом процессе выступили родственники, друзья и сотрудники принцессы. Их показания категорически опровергали любые намеки на возможность покушения на жизнь Дианы.
Однако вердикт присяжных прозвучал неожиданно. В отличие от двух предыдущих заключений, они пришли к выводу, что трагедия в туннеле Альма все-таки была... убийством. Правда, непреднамеренным. Вину за него возложили не только на Анри Поля, но и на фотографов-папарацци — те слишком настойчиво преследовали «Мерседес», и у водителя не оставалось возможности для маневра.
Пока адвокаты аль-Файеда осмысливали неожиданный вердикт присяжных, в дело вмешались сыновья Дианы. Оба молодых принца согласились с вердиктом и признали его окончательным. Их поддержал и премьер-министр Гордон Браун. «Я думаю, что после этого вердикта настало время подвести черту под смертью принцессы Дианы, — сказал он. — Принцы Уильям и Гарри высказались от имени всей страны, и пора положить конец расследованиям. Полиция и спецслужбы уделили этому делу максимум сил и внимания, а дальнейшие расследования могут отвлечь их от более важной работы».
Первым делом, первым делом — вертолеты
Источник в канцелярии Кенсингтонского дворца, который в настоящее время служит официальной резиденцией для обоих молодых принцев, сообщил корреспонденту «МК», что Уильям и Гарри рассматривают
Напомню, что оба молодых человека — вполне успешные воздушные асы британских ВВС и состоят на военной службе. Принц Уильям является пилотом вертолета береговой спасательной авиации и вместе со своей женой живет в маленьком валлийском городке Энгелси на западе Великобритании. Его младший брат тоже пилот вертолета — боевого «Апачи». Его база находится на востоке страны. Встречаются братья редко, когда выпадают длинные выходные.
Интересно, что несмотря на свое высокое королевское положение, они служат в армии на контрактной основе. Это означает, что каждый из принцев должен выполнять все положенные по уставу полеты. И если им нужно отлучиться из части для выполнения официальных обязанностей наследников престола, Уильям и Гарри вынуждены заранее выполнять дополнительные полеты, чтобы потом не отстать от товарищей по службе.
Легенда не умирает
Внимательные наблюдатели отмечают, что отношение британцев к принцессе Диане постепенно меняется. «Если сразу после трагедии в туннеле люди испытывали горе и обиду в связи с гибелью своей
«С другой стороны, пропадает ощущение остроты ее конфликта с королевской семьей, — продолжает Виккерс, — все больше приходит понимание того, что „бунт“ молодой принцессы в конечном итоге способствовал большим переменам в отношениях монархии и народа. Они стали более современными и теплыми».
С таким мнением согласен и бывший личный секретарь Елизаветы II сэр Робин Жанрен: «Смерть Дианы заставила монархию по-новому взглянуть на себя, дала возможность встряхнуть всю систему».
Сегодня, как обычно в этот день, у мемориального фонтана принцессы Дианы в Гайд-парке, у металлической ограды Кенсингтонского дворца, где она жила и в родовом поместье Спенсеров Элторп, где похоронена Диана, появятся букеты цветов. Их принесут те, кто сохраняет память о красивой английской принцессе, о женщине, ставшей эталоном доброты и сострадания.