Мне объяснили, что будет рок-концерт.
Мы пошли кормить детей мороженым и пиццей тут же на площади. Пока они потребляли радости курортной жизни, на улице раздался рев гитар — начался концерт.
Выступали местные рок-звезды — разукрашенные и разодетые, как полагается.
Лица местных звезд были украшены гримом, на головах барабанщика и солиста группы — того, кто истошным голосом вопил в микрофон, красовались разноцветные парики.
Мест для сидения не было — все стояли.
Исполнив для начала пару хардроковых композиций, смысл которых был в наиболее высоких прыжках по сцене, рок-ребята перешли к более ритмичным композициям. Где-то с третьей они стали петь по-итальянски. Эти песни, хоть и искаженные ревом «металлического» жанра, напоминали хиты Сан-Ремо.
Услышав «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», публика начала вначале чуть покачивать бедрами, потом легкомысленно раскачиваться, после чего пустилась в пляс. Молодежь изображала дерганья корпусом влево-вправо, а более старшие соединились парами и затанцевали, как в хорошем ресторане или клубе «Кому за сорок».
Как только песня заканчивалась, площадь ревела — требовала продолжения, и музыканты играли еще и еще.
Не танцевали только две группы итальянских граждан: четверо полицейских, которые, улыбаясь, наблюдали за всем этим безобразием с точки зрения «сурового итальянского законодательства, согласованным и гармонизированным с законодательством Европейского сообщества». И улыбка полицейских неопровержимо свидетельствовала о том, что то ли они злостно пренебрегают исполнением этого «сурового законодательства», то ли пляски перед входом в храм этим законом как раз-таки предусмотрены.
За безответственным радостно-курортным безумием наблюдала и группа монашек в традиционном католическом облачении. Однако это были какие-то неправильные монашки, потому что у них отсутствовали суровые взгляды, зато присутствовали чудесные улыбки. И в контексте этого их ритмичные покачивания бедрами не воспринимались как «нарушение Святых заповедей, а также решений многочисленных римских пап, начиная с XV века».
Конечно же, не следует думать, что во время рок-концерта я думал о Pussy Riot, но потом, поверьте, мысль о них меня не оставляла.
Я думал и не находил ответа на вопрос: вот почему сейчас, тут, на площади, всех не повязали?
Ведь весь этот концерт происходил на помосте перед входом в храм! И прямо за спинами ряженых музыкантов, как назло, красовался огромный каменный крест, который разместили над входными дверями древние строители. И как ни фотографируй сцену, этот крест постоянно в кадре. И не только у меня, но и у пяти телеоператоров какой-то местной телекомпании, которые все это снимали.
Да, налицо был праздник, но налицо было и святотатство!
Разве нельзя было развернуть сцену как-то иначе?
Разве музыкантам обязательно было надевать эти черные балахоны, эти противные парики и мазать лица жутким гримом, превращавшим их в вылитых посланников сатаны?
Все можно было. Но такая мысль, видимо, не приходила им в голову. Потому что они просто играли для людей с целью порадовать публику. Цели унизить католическую церковь и разжечь «социальную, конфессиональную и прочую рознь» между гражданами Италии у них не было.
И я думаю, что прийти подобное в голову могло только тем, кто перепьет итальянский напиток «лимончелло», который на вид безобидная водичка, а на самом деле сшибает с ног.
Потом в толпе радостных туристов мы бродили по крутым ночным узким улочкам средневекового городка, подсвеченным обязательными энергосберегающими лампами. Эта европейская пастораль позволяла как-то эмоционально остыть и — по поводу Pussy Riot — обозначить главное.
На этот концерт, который только что грохотал на площади, можно было взглянуть по-разному.
Лично для меня он был лишь удачным развлечением; для дочери-тинейджера — хорошей дискотекой; для музыкантов — прекрасной возможностью послушать крики «Давай еще!» и засветиться на местном телеканале.
Однако я вполне допускаю, что в толпе стояли некоторые граждане, которые видели во всем этом оскорбление веры и унижение лично для себя.
Более того, смело могу допустить, что какой-нибудь враг нынешнего мэра этого городка мог бы смело использовать факт концерта как рычаг в политической борьбе за будущее мэрство. А римский папа Бенедикт XVI, чтобы не забывали о церкви как таковой, мог бы начать давить на премьер-министра Марио Монти с целью примерно наказать участников этого «вопиющей выходки против государствообразующей католической церкви, пронесшей сквозь века веру и моральные идеалы».
Кстати, в какой-то период непростой итальянской истории, это я уже добавляю от себя, церковь, собственно, и была итальянским государством.
Все можно сказать, написать, объявить и потребовать — поверьте мне, в Италии не меньше, чем в России, фанатиков, политических прохиндеев и государственных кликуш. Однако музыканты играют на площади прямо у входа в храм на фоне креста без всяких последствий, потому что в Италии есть ЗАКОН!
Да, Италия насквозь религиозная страна, но в ней, как и в России, церковь отделена от государства — и любого нарушителя нравственности должны судить только по светским законам, а не по папским указам.
Но в Италии не просто есть закон, он еще и действует! Он работает и этим позволяет оградить обычных граждан не только от религиозных радикалов, но и от самой власти — все помнят, как г-н Берлускони был под следствием, даже тогда, когда был премьером.
В деле Pussy Riot сейчас модно искать закулисье — кто именно организовал этот позорный процесс и какую именно цель преследовал.
Но этот процесс — как вши на теле человека! Тут не надо думать, где ты их подхватил, нужно брать мыло и идти под душ!
Если бы в России действовал закон, то многое было бы по-другому, а дело Pussy Riot было бы не более чем хулиганством — чем и является.
Просто потому, что светское российское законодательство именно так характеризует подобное правонарушение. А Конституция России обязывает судей видеть правонарушения граждан только и исключительно сквозь призму светского права, потому что в ней однозначно написано: церковь в России отделена от государства!
И когда молодые люди ходят в майках «Свободу Pussy Riot», когда деятели искусств подписывают письма протеста, а пресса называет этот суд новостью номер один, то все это формулируется одним простым требованием общества: требуем законности!
Неужели за этим нужно ехать в Италию?