Давнишние сомнения ряда экспертов, казалось бы, подтверждаются сразу двумя статьями, которые появились в научной периодике. В них существование популярного ныне синдрома, а также методов и результатов его диагностики ставится под сомнение. Первую статью написали немецкие психиатры Сильвия Шнайдер и Юрген Марграф из Рурского университета Бохума, а также доктор Катрин Брухмюллер из Университета Базеля. Исследователи выяснили, чем руководствуются врачи, предложив тысяче детских психотерапевтов поставить диагноз и рекомендовать лечение на основе присланного им по почте персонального файла с подробным описанием симптомов. Вариантов файла разработали 4. В первом выдуманные симптомы полностью соответствовали 10 критериям «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM—IV) и «Международного классификатора болезней», на основании которых у детей и подростков сегодня диагностируют СДВГ. В трех других симптомы были размытыми и удовлетворяли «классике» лишь частично. Итог: в неоднозначных случаях 16,7% врачей все же поставили детям диагноз СДВГ.
То, что у некоторых, вроде бы здоровых виртуальных детей обнаружили спорное душевное расстройство, конечно, неприятно. Попутно выяснилась и еще одна пикантная деталь: при одинаковом наборе симптомов вымышленных пациентов большую роль играла их... выдуманная половая принадлежность. СДВГ у мальчиков диагностировали вдвое чаще, чем у девочек. Вывод неутешителен: мальчики, даже если их симптомы выходят за рамки критериев СДВГ, имеют в 2 раза больше шансов получить неправильный диагноз и лечение. Особенно если попадут к врачу-мужчине (да-да, исследование выявило и такую любопытную особенность).
Немецких исследователей получившаяся картина сильно настораживает. Особенно если учесть, что с 1989 по 2003 год число детей и подростков с диагнозом СДВГ выросло в Германии на 381%, а объем затрат на их лечение с помощью психостимуляторов вырос за то же время в 9 раз. К слову, подобной статистики в России не ведется.
Еще одна научная работа ставит под сомнение уже сам факт существования СДВГ — ее опубликовали американские нейрофизиолог Дэмьен Фэр и психиатр Джоэль Нигг. Авторы сравнили познавательные способности двух групп подростков — с диагнозом СДВГ и без оного — по ряду параметров: способности понимать и запоминать информацию, концентрировать внимание, отделять информационный сигнал от шума и т.д. Несмотря на то что дети с диагнозом в целом не отличались, по некоторым параметрам «больные» подростки превосходили «здоровых».
И хотя научных исследований, посвященных именно СДВГ, сегодня не так уж и много, количество диагностированных больных, как и стоимость их лечения, стремительно растет. Исследователи выдвигают предположение, что синдром гиперактивности и дефицита внимания — не более чем плод медицинской моды, причем весьма опасный, так как для лечения детей используют серьезные психотропные лекарства.
Диагноз СДВГ становится все более модным и в России. Некоторые детские неврологи уверяют, что гиперактивен каждый
Старый новый синдром
Мода модой, но синдром гиперактивности и дефицита внимания в мире известен более ста лет. И по иронии судьбы открыт он был немецким исследователем — предшественником тех, кто сейчас пытается СДВГ развенчать. Как рассказывает самый авторитетный в России специалист по СДВГ, профессор Российского государственного медуниверситета Николай Заваденко, симптомы СДВГ были описаны еще в середине XIX века немецким врачом Генрихом Гофманном в виде... детских стихов. Самой известной книгой доктора Гофманна стал сборник стихотворений «Веселые истории и забавные картинки для детей
В 1902 году английский педиатр сэр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей. И долго пытался доказать коллегам, что невнимательность и отставание в развитии — разные вещи. Еще через 66 лет Американская ассоциация психиатров предложила первые методы диагностики СДВГ. А вот в России об этом синдроме заговорили лишь во второй половине
Однако сегодня наши врачи уже знают о трех видах СДВГ: «невнимательный», «смешанный» и «гиперактивно-импульсивный» (то есть без дефицита внимания). Самый распространенный (более 65%) — смешанный. Наиболее редкий (менее 10%) — гиперактивный, причем 90% таких детей уже через пару лет переходят в смешанный тип. Остальные дети — невнимательные (мечтательные, рассеянные, застенчивые и медлительные).
Некоторые эксперты отмечают, что в наш век детей «с моторчиком» — 90%. Но крупные российские и зарубежные ученые полагают, что это — серьезное заблуждение. СДВГ страдают лишь
С одной стороны, диагноз СДВГ не знаком многим невропатологам и педагогам. С другой — некоторые специалисты так усердствуют, что ставят СДВГ детям, у которых его и в помине нет. По данным профессора Заваденко, каждый
Сегодня врачи и ученые в мире определились с перечнем клинических проявлений СДВГ. Их 18. 9 описывают симптомы нарушения внимания (ребенку трудно сосредоточиться; он не слышит обращенную к нему речь; не может закончить начатое; не способен самостоятельно организовать выполнение заданий; избегает или открещивается от дел, связанных с большим умственным напряжением; часто теряет вещи; легко отвлекается; забывчив). Другие 9 — симптомы гиперактивности и импульсивности (малыш ерзает; слишком много говорит; совершает беспокойные движения руками и ногами; бегает или встает с места, когда нужно сидеть; не может тихо и спокойно играть; отвечает, не выслушав вопрос; пристает к окружающим, вмешивается в беседы; не любит ждать).
Обычно эти симптомы развиваются у ребенка до 7 лет. Но! Поставить диагноз можно не ранее
— У меня был случай, когда учительница математики определила у ученика гиперактивность, хотя он был неусидчив лишь на ее уроках. Так что это была не проблема ребенка, а проблема педагога, — говорит Николай Заваденко.
В противовес опубликованным недавно исследователям наши эксперты приводят другие данные: по статистике, у половины детей с диагнозом СДВГ возникают серьезные проблемы в зрелом возрасте. Они чаще попадают в криминальные истории, уходят из дома, легче подсаживаются на иглу, крепче дружат с «зеленым змием». Они склонны к неоправданному риску, сталкиваются с карьерными трудностями. Зарубежная статистика такова:
Лечим — не калечим
Несмотря на опасения западных и американских исследователей, в России не так уж и много врачей, стремящихся пичкать детей психотропными препаратами. Видимо, не прислушиваются к американским исследователям, уверяющим, что в 80% случаев не обойтись без психостимуляторов. «Даже взрослым не советую пить такие таблетки», — сказала «МК» один невропатолог. Наши медики считают, что назначать лекарства гиперактивным детям нужно лишь тогда, когда другие методы не помогают. А методов немало. На поведение проблемного ребенка помогает воздействовать психолого-педагогическая коррекция. Простые приемы (паузы во время уроков, разбивка большого задания на несколько мелких) часто помогают детям усваивать материал. Жаль, что знакомы с ними не все: 90% гиперактивных детей в России попадают в коррекционные школы. А ведь многие из них умны и талантливы. И очень обидно, что, получив клеймо «неуправляемый», «педагогически запущенный», они не имеют никаких возможностей реализовать себя.
Кроме того, для лечения детей с СДВГ в России используют метод биологической обратной связи (БОС) и транскраниальной микрополяризации (ТКМП). БОС позволяет тренировать внимание, активируя импульсы мозга с помощью компьютера. Метод показан детям с
— Начинать лечение нужно с рекомендаций родителям — как правильно воспитывать таких детей, как с ними общаться. Родители должны понять, что у ребенка есть объективные трудности, и нельзя считать его хулиганом, двоечником, бездельником, — говорит профессор Заваденко.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:
Татьяна Клименко, главный научный сотрудник ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, эксперт Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»:
— На мой взгляд, действительно многие дети, прежде всего мальчики
Ольга, 34 года, мама
— Много лет уже убеждаюсь в том, как неэффективно и безжалостно ведут себя по отношению к детям с расстройством внимания и система здравоохранения, и система образования. Сейчас что-то начинает меняться: по крайней мере уже можно встретить людей, которые не считают проявления синдрома мифом, не списывают все на дурное воспитание и не отделываются словом «израстет». Мне бы хотелось, чтобы нам и нашим детям не приходилось тратить силы, нужные им для борьбы со своими трудностями, на борьбу с системой.