Относятся ли педагоги к культурной элите? Все поголовно — нет. Как ни крути, профессия массовая. Однако за десятилетия существования в ней я имел и имею честь встречать настоящих аристократов духа, самоотверженно выполняющих миссию служения ребенку. Отдаю себе отчет, что получу сполна от интернет-сообщества за немодную нынче патетику. Но эстетика осмеяния всего и вся абсолютно не разъела душу тех странных людей, что почти еженедельно появляются на пороге моей школы.
Не успели отгреметь выпускные балы, как из разных городов и весей потянулись группы директоров школ и педагогов, стремящихся обсудить насущные вопросы образования. Эти поездки никто не финансирует, люди отрывают деньги на поездки от своей весьма скудной зарплаты. Для чего? Чтобы общими усилиями разобраться в том, как школе жить дальше. География визитов самая неожиданная: Урюпинск и Челябинская область, Ставропольский край и Чувашия. Именно этих педагогов я отношу к культурной элите. Основания? Они не опустили руки в ходе корявых образовательных реформ, продолжают верить в торжество здравого смысла и надеяться, что драматическую ситуацию, в которой находятся сегодня школы, можно переломить. Не Гавелы, конечно, но культурная элита образования.
Между тем именно она подвергается сейчас повсеместному разгрому на вполне законных основаниях. Далее приступаю к описанию модельной ситуации, которая, судя по многочисленным контактам с коллегами, разворачивается параллельно в разных точках на карте бескрайнего отечества.
Город Тулун, Иркутская область, где мэр города Ю. В. Карих объявил войну директорам школ. Не имею чести знать новоиспеченного мэра, но о директоре школы № 6 Валентине Николаевиче Довженко, руководившем школой в течение 25 лет, объективной информацией располагаю. Блестящий педагог и организатор, создал отличное учебное заведение, сплотил вокруг себя высокопрофессиональных педагогов. Его учреждение всегда входило в число лучших школ города по качеству образования, о чем свидетельствуют разнообразные награды руководителя. Несмотря на скудное финансирование, создал крепкую материально-техническую базу. Школу боготворят родители и дети. Чего еще желать? Пятьдесят два года — возраст расцвета для школьного директора: накопленный опыт в сочетании с нерастраченным задором — прекрасная стартовая площадка для новых взлетов!
...Уволен по статье 278 Трудового кодекса, позволяющей сегодня учредителю отрешать от должности любого руководителя без объяснения причин. Никаких обоснований просто не требуется. Но должны же быть хотя бы мотивы?
Я уже отметил, что ситуация в г. Тулуне модельная. Часто мотивом увольнения является ошибка директора школы, допущенная в период предвыборной кампании регионального уровня. Не на того кандидата, например, сделал ставку. Не подумайте, что речь идет о какой-то оппозиционности. Забавно, но на пост мэра в ряде регионов от «Единой России» выдвигались альтернативные кандидаты, между которыми приходилось делать «единственно правильный» выбор. Поди догадайся, кто из них одержит победу. Не угадал — пошел вон! На твое место придет человек из победившей команды. Что с того, что он не обладает необходимыми профессиональными качествами? Лояльность важнее.
В другом регионе директор школы ценой титанических усилий осуществил мечту всей своей жизни — построил слишком красивую пристройку для внеклассной деятельности детей. Пристройка приглянулась серьезной региональной политической организации (догадайтесь какой). На настойчивые намеки поделиться «избыточными» площадями наивный директор ответил отказом. И его быстро заменили сговорчивым. «Слушай, аполитично рассуждаешь, товарищ», — как говаривал в гайдаевской комедии персонаж Этуша.
Но чаще дело обстоит еще проще. Гнев начальства вызывает сам факт высказывания директором школы независимых суждений, расходящихся с представлениями высокого чиновника о путях развития образования в регионе. Такие высказывания позволяют себе именно профессионалы, болеющие душой за дело, которых я причисляю к педагогической элите. Они-то и подвергаются сегодня массовому, без преувеличения, поголовному истреблению...
...Вернемся к г. Тулуну. Можно лишь догадываться о подлинных мотивах, побудивших мэра избавиться от талантливого директора. Но в качестве спускового механизма, запустившего процедуру увольнения, была использована анонимка на его жену, педагога этой же школы, замечательного учителя-новатора. (С уникальными разработками ее уроков я познакомился несколько лет назад в книге академика М. М. Поташника. Будучи учителем из маленького города, попасть в книгу признанного мэтра отечественной педагогики — такая честь выпадает далеко не каждому.)
Наивные люди предполагают, что согласно Федеральному закону № 294 анонимки не являются основанием для назначения проверки. Они заблуждаются. Я лично убедился в этом, будучи вызванным недавно в... управление по борьбе с экономическими преступлениями. Не взял кого-то в переполненные первые классы престижной школы — и получил вызов в серьезную организацию на основании анонимки. На мой резонный вопрос, почему не действует
Но шутки шутками, а система, заточенная на безоговорочное подчинение и истребление лучших людей, болеющих душой за дело, обречена на стагнацию и саморазрушение. Сказанное относится не только к образованию. Такая система подрывает сами основы государственности, развращает общество и обесценивает любые усилия школы по патриотическому воспитанию. Подростки все видят и делают свои выводы. В доказательство привожу фрагмент письма старшеклассников, адресованное накануне сдачи ЕГЭ мэру г. Тулуна.
«Господин мэр!
Мы, ученики школы № 6, требуем, чтобы Вы восстановили в должности директора школы Довженко Валентина Николаевича. Когда Вы ещё не были мэром, а только хотели им стать, Вы на встрече с жителями нашего поселка просили проголосовать за Вашу кандидатуру и обещали, что на посту мэра Вы будете заботиться о нашем поселке и о нашей школе. Теперь же, когда Вас выбрали мэром, Вы используете данную Вам тулунчанами власть во зло им.
Вы не только лишили нашу школу образцового директора, Вы и нас лишили двух талантливых и опытных учителей. Ведь Валентин Николаевич преподаёт нам физику, астрономию и технологию, а его супруга Любовь Юрьевна — физику и математику. Валентин Николаевич и Любовь Юрьевна так преподавали свои предметы, что выпускники нашей школы имели возможность поступать в любые вузы и без проблем там учиться.
<...>
Ну а как же мы теперь будем сдавать ЕГЭ и поступать в вузы? Об этом Вы, господин мэр, не подумали!
Пока мы еще несовершеннолетние, но мы не безмозглые, мы всё видим и слышим, и адекватно воспринимаем окружающую нас действительность. Мы изучаем право, обществознание, смотрим и слушаем телевидение, читаем газеты и Интернет, и умеем анализировать информацию, которую нам преподносят».
В завершение несколько слов о ходоках, зачастивших ко мне в школу. У меня нет избыточных представлений о собственном величии. Да, какие-то новые технологии и идеи я в состоянии передать этим подвижникам. Но, быть может, сами того не осознавая, они едут не ко мне, а в Москву. Отсюда почти традиционный рефрен: «Евгений Александрович, вы там скажите Президенту, что так нельзя!».
Наивные люди...
Они думают, что коль скоро я работаю в Москве и позволяю себе в печати высказывать свое мнение, то чуть ли не ногой открываю высокие кабинеты. И невдомек им, что дело не в добром царе и зарвавшихся на местах боярах. На дворе XXI век, во главе государства стоят квалифицированные юристы, исповедующие верховенство закона, — а закон не нарушен! Следовательно, директор Довженко и ему подобные никогда не будут восстановлены в своих должностях.
А это худо. Это очень и очень худо. Для всех. И для взрослых, и для детей.