— Наталья Евгеньевна, вы не находите, что москвички стали как-то моложе выглядеть?
— Современные исследования антропологов говорят о том, что действительно отмечается подобная тенденция. Одна из причин, которая особенно сказывается на жителях мегаполиса, — это стресс. Видимо, стресс приводит к усилению биологической и социальной самоорганизации женщин, которые сегодня настроены на работу, карьеру, социальный рост. Если бы мы жили в размеренном обществе, может, все и было бы по-другому, но в Москве — серьезная конкуренция, и внешность становится одним из важных аспектов «борьбы за выживание». И сегодня наблюдается тенденция повышения внимания к своей внешности не только со стороны женщин, но и со стороны мужчин.
— Некоторые ученые выдвигают гипотезу, что мужчины вообще постепенно превращаются в женщин...
— С этой теорией не могу согласиться, но пациентов-мужчин стало действительно значительно больше. Что плохого — сейчас модно быть здоровым и ухоженным. Как правило, просьбы мужчин совершенно адекватны.
— Есть мнение, что люди, которые делают себе пластические операции, — психически неуравновешенны. Это так?
— Конечно, среди пациентов такие есть. Но это в большей степени относится к тем, кто не имеет понятия о грани. Нельзя увлекаться пластическими операциями! Но бывает, что человек, сделавший ее однажды, продолжает прибегать к услугам пластических хирургов вновь и вновь. Результат их не устраивает никогда, и они продолжают поиск недостатков в своей внешности. Иногда приходит пациентка: «Доктор, сделайте мне хоть что-нибудь!», при том что ей уже все сделали, места живого нет! А она настаивает: «Вы разрежьте и зашейте, мне станет лучше». С учетом индивидуальных особенностей и современных методов омоложения мы стараемся объяснять возможности пластической хирургии и некоторых пациентов направляем на консультацию к психотерапевту. Потому что, если психика нездоровая, никакая операция не поможет!
— Как в мире относятся к пластическим хирургам из России? Ценят или ругают?
— Бразилия, Германия, Америка с интересом относятся к российской, особенно советской школе пластической хирургии. Это еще раз доказал прошедший в Москве III Международный симпозиум по пластической хирургии и косметологии. Студенты наших медвузов, молодые доктора смогли здесь поучиться опыту у звезд мировой величины и просто пообщаться с самыми известными в мире пластическими хирургами, а также узнать о новых методиках. Зарубежные коллеги отметили высокий уровень докладов и результатов работы наших специалистов.
— Кстати, какие новинки изобрели в этой области?
— О чем-то совсем уж суперновом или какой-то уникальной прорывной технологии сказать не могу, могу лишь обозначить последние тенденции. Речь идет о малоинвазивных методах и регенеративной медицине. Малоинвазивная хирургия предлагает коррекцию возрастных изменений относительно молодым пациентам. Уже с 30 лет вы можете заметить первые признаки старения: обозначение носогубной складки, слезную борозду, мелкие мимические морщинки в наружных уголках глаз... Все это сегодня легко можно устранить без тотального хирургического вмешательства, а с помощью, например, нитевой коррекции или «уколов красоты». Аппаратура, имеющаяся сегодня в арсенале косметологов, иногда может заменить пластическую хирургию. Главное — учитывать индивидуальные особенности пациентов, ведь далеко не для каждого подойдет та или иная процедура. Для этого сегодня есть диагностическая аппаратура.
— А чем занимается регенеративная медицина?
— В ее основе — обновление клеток организма. В последнее время идут активные исследования в области использования собственных резервов организма. Сегодня регенеративная медицина еще не в состоянии превратить
— В Италии недавно были вынуждены принять закон, запрещающий пластическую хирургию людям младше 18 лет. У нас не отмечают «омоложение» пациента пластического хирурга?
— Возрастной спектр обращающихся с различными жалобами достаточно велик, однако действительно имеется тенденция «омоложения» пациентов пластического хирурга, и в таких случаях хирург должен учитывать биологические и психологические особенности пациента. И если к пластическому хирургу с просьбой о выполнении пластической операции обращается совсем молодая девушка, у которой нет явных внешних и возрастных недостатков, доктор должен убедить пациентку в отсутствии необходимости коррекции этой мнимой проблемы, так как забота о здоровье и гуманный подход лежат в основе нашей профессии.