Открывая высокое собрание, новый глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал прислушиваться к мнению школьных словесников во всех важнейших начинаниях. Не обойдется без учителей и формирование «cписка Путина» — перечня из 100 книг, которые отныне и впредь должен будет прочитать всякий школьник: «Все эти задачи мы можем решать только вместе. Считаем нашу совместную работу императивом», — подчеркнул он. Учителя в ответ вежливо похлопали.
О важности миссии учителей русского и литературы говорил и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий — к слову сказать, математик по специальности. «Русский язык в школе — главный инструмент познания. Литература — лучший воспитатель», — отметил он. И тут же фактически признал: «инструмент» не больно-то работает, а «воспитатель» — воспитывает. В итоге «сегодняшние старшеклассники плохо владеют языком, не знают таких слов, как, скажем, профиль, альянс, компетентность. И как результат — не могут понять условий задач».
Особую озабоченность учителей, продолжил российский ректор № 1, «вызывает переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт». Так, он объединяет русский и литературу в единый предмет. Но как сдавать по нему ЕГЭ, если одна часть является обязательной (русский язык), а другая — нет (литература), никто не знает.
Окончательно расшевелил аудиторию прежний глава Минобрнауки, а ныне помощник президента по вопросам образования Андрей Фурсенко. Он вбросил принципиально новую идею — привлечь интерес учащихся к словесности, отказавшись от привычной формы сочинения в виде четырехчасового сидения в запертой аудитории. «Может быть, лучше написать аналог студенческой дипломной работы? Я знаю, что многие ребята предпочитают не писать, а скачивать тексты из Интернета. Но давайте не будем применять к ним фискальный подход: вводить системы „Антиплагиат“ и т.д. Гораздо эффективнее, чтобы работу, пусть и списанную, человек достойно представил и защитил. Возможно, это и станет пробуждением интереса учащихся к гуманитарным наукам. А за ними — XXI век! И нам неизбежно придется искать новые подходы к обучению».