Хотя новый глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов уверяет, что принятие новых образовательных стандартов «существенно не изменит учебную программу», на самом деле, средняя школа меняется до неузнаваемости.
Прежде всего старшеклассник сможет определять свою образовательную траекторию сам. Вместо единой образовательной программы для всех вводятся шесть профилей. Например, гуманитарного цикла. Или естественно-научного. Предметы внутри каждого будут делиться на обязательные и предметы по выбору. В число обязательных вошли: русский язык и литература, иностранные языки, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности. Обязательным также станет изучение предметов, относящихся к каждой из шести областей знаний. Поэтому, к примеру, гуманитарий не сможет полностью обойти вниманием естественно-научный блок предметов: физику, химию и биологию. Однако какой именно предмет выбрать, будет определять он сам.
В сумме каждый старшеклассник должен выбрать не менее 9 обязательных предметов. Объем его учебной нагрузки будет варьироваться от 31 до 37 часов. И это — принципиальный момент. Государство гарантирует каждому учащемуся 37 бесплатных часов в неделю. С одной стороны, это на 1 час больше, чем нынешние 36. Однако с другой, все, что ученик захочет изучать сверх этого порога, бесплатным, скорее всего, не будет. Таким образом, школа официально узаконивает заработки на обучении.
Другое важное новшество — добавление третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку. И хотя повсеместно все это вводится с 2020 года, отдельные школы смогут переходить на новый стандарт уже с 2013 года.
Зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин считает новый стандарт неприемлемым. «Ребенка в
Впрочем, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский так не считает: «Окончательная версия стандарта намного лучше предыдущей. Однако выбор обязательных предметов все еще неидеален. Некий компромисс достигнут, но чувствуется сильное влияние лобби, продвигающего такие предметы, как ОБЖ и „Россия в мире“, — поделился он с „МК“. — Главное же, что стандарт должен прописывать не только требования к образовательному процессу, но также источники и механизмы его финансирования. А их там нет: чтобы их прописать, документы такого рода должно принимать не ведомство (Минобрнауки), а Правительство России».