— По сравнению с прошлым годом возросло количество обращений граждан на незаконную перепланировку, — говорит глава Мосжилинспекции Олег Кичиков.
— Самое главное, что в ряде случаев жалобы являются повторными. Был выявлен факт некорректной переделки квартиры, суд обязал владельца устранить нарушения, а тот ничего не делает. И это притом что некоторые проведенные в жилье работы реально угрожают безопасности граждан. Мы начали переговоры с Федеральной службой судебных приставов, чтобы ввести ограничения на выезд за рубеж для подобных нарушителей. Заметим, что строгие меры будут применяться именно к тем, кто действительно «перешел все границы». Самыми распространенными случаями подобного рода являются вмешательства в вентиляционную систему дома и систему отопления.
Так, некоторые москвичи любят делать у себя в квартире нишу под холодильник. Так как свободного места на кухне нет, они выламывают кусок стены, где проходит вентиляционная шахта. В результате во всем подъезде нарушается система воздухообмена. А если в квартиру не поступает свежий воздух, то в помещении повышается влажность, начинают образовываться грибок и плесень. Вторая по популярности переделка — это теплые полы, «работающие» от системы центрального отопления. Горячая вода, пока она проходит через все трубочки в полу, остывает примерно наполовину. Это означает, что у соседей снизу или сверху (смотря как устроена система) батареи никогда не будут горячими.
Два приведенных примера в большей степени связаны с комфортом проживания. Бывают случаи, когда появляется реальная угроза безопасности — если, например, владелец жилья снес все капитальные стены, чтобы сделать у себя квартиру-студию. Подобная перепланировка может закончиться обрушением перекрытий.
— Примеров своеволия москвичей на самом деле много, — говорит г-н Кичиков. — Это и захват общедомового имущества, и дополнительные двери в тамбурах, закрывающие пожарные щиты. Сейчас на нашем контроле находится более 600 судебных решений об устранении последствий незаконной перепланировки. Надо сказать, что реально подобных случаев гораздо больше. Просто многие горожане добровольно сотрудничают с нами и сами исправляют нарушения.
Мосжилинспекция, конечно, не занимается патрулированием квартир. Обо всех случаях специалисты узнают от самих москвичей. К примеру, рабочие за стеной долбят изо дня в день и в большом количестве выносят мешки с кусками бетона. Соседи пишут жалобу. Потом инспектора начинают проверять, есть ли разрешение на проведение масштабных работ. Когда оказывается, что никаких согласований не было, сотрудники жилищной инспекции выезжают на место. Если худшие ожидания подтверждаются, проверяющие дают рекомендации, как надо сделать перепланировку правильно. Заметим, что за консультацию платить не нужно.
В случае когда хозяин квартиры не хочет пускать представителей Мосжилинспекции, они обращаются в суд. Только он может разрешить доступ в чужое жилье.
— Ограничение права выезда за пределы страны собственников квартир, нарушивших закон, является вынужденной мерой, — говорит Олег Кичиков. — При этом до ее применения у хозяев помещения будет достаточно времени, чтобы все исправить. Предписание Мосжилинспекции выдается сроком на полгода. Только по истечении этого срока при невыполнении нашего предписания мы можем обратиться в суд. На исполнение решения суда будет отведено еще три месяца (без учета самого рассмотрения дела).
Таким образом, у штрафника есть, как правило, не меньше года на то, чтобы устранить нарушение. Напомним, что еще 25 октября 2011 года вступило в силу постановление правительства Москвы «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах». Данный документ значительно упростил процедуру согласования проведения ремонта в квартирах жителей города. Строительные работы, которые не затрагивают безопасность и качество условий проживания, были исключены из списка (из 31 пункта осталось 18).