Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) Дмитрий ЯНИН усмотрел в этом «руку всесильных табачников». «Четыре транснациональные табачные компании — огромное зло для нашей страны, так как их вклад в смертность россиян — 400 тысяч жизней в год, — сказал Дмитрий Дмитриевич. — Они владеют более 94% российского табачного рынка, получают баснословную прибыль и просто так свою выгоду не отдадут».
Кстати, Минэкономразвития РФ уже провело экспертизу этого проекта. И из всех ограничений, предложенных Минздравом, частично поддержало лишь запрет на курение в общественных местах. Попробуем разобраться, какие запреты были отвергнуты.
— Итак, Дмитрий Дмитриевич, давайте пройдемся по пунктам, какие запреты из предложенных в проекте Минздравом не поддержали в Минэкономразвития?
— Первый: Минздрав предлагал запретить продажу сигарет в уличных киосках и помещениях малой площади (до 50 кв. м). Реализация сигарет в таких помещениях позволяет покупать сигареты не только подросткам, но даже детям. Любой несовершеннолетний может легко купить в киоске пачку сигарет, что и происходит сегодня в России. К чему это привело? Курят уже 35% российских старшеклассников. Нонсенс: в России сегодня сигаретами торгуют порядка 400 тысяч уличных киосков и помещений малой площади. Такого нет нигде в мире. В больших магазинах хозяин не станет нарушать закон и продавать курево подросткам и детям. Да и меньшее число магазинов легче проконтролировать.
Второй: запретить табачным компаниям спонсорство каких-либо благотворительных фондов и структур. Понятно, что табачники не будут просто так вкладывать деньги в какие-то фонды — это плата за услуги, оказываемые им чиновниками. Всем известно, что табачные компании оплачивают закрытые корпоративы вип-персон, устраивают их встречи в галереях и т.п. Хотя запрет на спонсорство различных мероприятий и на благотворительность табачных компаний прописан в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которую Россия подписала еще в 2008 году.
Третий: запрет на открытую выкладку сигарет в торговом зале и размещение пачек у касс магазинов. Кстати, такая мера уже введена в Канаде, Ирландии и в Финляндии. А с будущего года такой запрет намерены ввести Великобритания, Австралия и некоторые другие страны.
Четвертый: Минздрав предлагает ввести минимальные цены на сигареты, ниже которых продавать курево будет нельзя. Но табачные компании хотят и далее торговать сигаретами по сверхнизким ценам, что выливается в сверхвысокую смертность россиян от рака. Им важно, чтобы сигареты продавались повсеместно и были доступны даже детям (самая нижняя граница начала курения в России — 8 лет!). Минэкономразвития, выходит, поддерживает транснациональные компании в этом. Почему? У меня есть предположения. Первое: возможно, чиновники искренне считают, что табачная отрасль — благо для нашей страны, приносит прибыль в бюджет. Это миф, так как денег на борьбу с последствиями курения уходит не меньше — доказанный факт. Второе: возможно, они считают, что дешевое курево — благо для россиян. Но смертность у нас по причине курения тоже самая высокая на планете. Наша страна сегодня самая курящая в мире. Курящие мужчины и женщины России умирают значительно раньше, чем некурящие. Разве это не аргумент для Минэкономразвития?
Хочу привести один любопытный пример: в 2002 году одна из очень известных табачных компаний в парламенте Чехии озвучила доклад о том, что табачная отрасль выгодна государству, т.к. позволяет экономить 1400 долларов в год на каждом курильщике (курящие люди, будучи на пенсии, будут меньше жить, а значит, потребуется меньше финансов на их лечение и содержание в старости)! Чехи отвергли этот дикий аргумент. И приняли жесткое законодательство по борьбе с курением. Посмотрим, что будет с проектом закона в России. Возможно, и Минэкономразвития РФ искренне считает, что старшему поколению россиян тоже не место на этой земле? Меньше будет расходов у государства на их лечение и содержание. И последнее, что я могу предположить: у Минэкономразвития очень хорошие отношения с транснациональными табачными компаниями, и они не хотят их по какой-то причине портить?
— И чем, на ваш взгляд, может закончиться для проекта закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» дальнейшее его «согласование» в других министерствах?
— Думаю, ничем положительным. У меня лично такое ощущение, что иностранные табачные компании управляют некоторыми министерствами в нашей стране. И в процессе пересогласования уйдут самые эффективные предлагаемые Минздравом меры по защите здоровья россиян от последствий потребления табака. Именно те меры, которые уже десятки лет опробованы в продвинутых странах и успешно работают не только в Европе и Америке, в некоторых странах Азии.
...Но мы идем своим путем. И у защиты здоровья россиян от последствий потребления табака — тоже свой путь. В никуда. Уже 20 лет Россия топчется на месте, что касается борьбы с курением. А табачный караван идет, унося сотни жизней, вовлекая в свои потоки все больше молодых россиян, женщин и даже детей. Доколе?