Как пояснил «МК» руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков, еще с осени юристы столкнулись с тем, что стали получать полный отказ Евросуда от рассмотрения жалоб, составленных не по установленному регламенту, а до этого канцелярия суда вступала с ними в переписку и объясняла недочеты. При этом ЕСПЧ никаких официальных заявлений по этому поводу не делал. Правозащитники выразили свою обеспокоенность ситуацией, и суд на днях собрал конференцию, где и разъяснил суть нововведений.
— Собственно, это не новые требования, разница лишь в том, что раньше они носили для россиян рекомендательный характер, теперь же будут обязательными. Если раньше Евросуд при несоблюдении его требований давал возможность исправить ошибки или дослать недостающие документы, то теперь этой опции у россиян не будет, — пояснил Чиков.
— В чем конкретно состоят эти требования?
— Главных три. Первое — жалоба должна быть подана на установленном судом формуляре. Его образец есть на сайте ЕСПЧ, в том числе на русском языке. По сути, это анкета, которую нужно заполнить и распечатать. Второе — теперь вместе с жалобой и приложениями к ней одновременно должна отсылаться и доверенность на непосредственного подателя жалобы, представляющего ваши интересы в ЕСПЧ. Раньше ее можно было послать позже, теперь это сделать нельзя. И третье — ко всем жалобам объемом более 10 страниц (без учета приложений) необходимо приложить резюме на
— Есть ли категории дел, для которых сделано какое-то исключение или послабление?
— Это дела о нарушении статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — «Право на жизнь» — о пытках, гибели людей. В таких случаях не действует только одно из вышеперечисленных правил — об обязательной подаче краткого резюме. Жалобщик может изложить суть своего обращения в любом объеме.
— По каким категориям наших граждан эти новшества ударят прежде всего?
— То, что жалоба теперь должна быть составлена с применением техники, а не от руки, ударит прежде всего по осужденным, которые не имеют доступа к оргтехнике. Раньше они могли писать в свободной форме. Также это осложнит обращение в суд тех, кто решит подавать жалобу самостоятельно или через юристов, которые не специализируются на работе в ЕСПЧ. Здесь могут быть допущены ошибки, которые потом будет невозможно исправить.
— Какие юристы на этом специализируются?
— Первые — юристы правозащитных организаций. Вторые — коммерческие юристы, которые занимаются именно жалобами в ЕСПЧ. У них достаточный опыт, и все они легко подкорректируют свою работу под новые требования.
— Сколько за это придется выложить денег?
— Правозащитные юристы деньги с граждан не берут, а работают в рамках целевого финансирования. Работа с ЕСПЧ коммерческого юриста стоит сегодня примерно
— А много ли таких специалистов?
— В правозащитных организациях таких не более
— У юристов разных структур есть какое-то разделение по специализации?
— Правозащитные юристы в целом могут работать по любым вопросам, но акцентируются на делах, связанных с нарушением права на жизнь человека — это гибель, пытки. Коммерческие больше работают по длительным срокам содержания в СИЗО и по коммерческим делам.
— Тогда получается, что обратиться в суд по правам человека смогут только считанные сотни людей в год?
— При сегодняшней ситуации, видимо, да.
— В чем причина таких мер именно в отношении россиян?
— Это попытка разгрузить Евросуд, который сегодня близок к коллапсу. Только в этом году там скопилось более 160 тысяч дел, которые требуют рассмотрения, причем каждое третье обращение — именно из России.