История эта началась осенью 2010 г., когда волоколамские ветераны вдруг обнаружили, что памятник саперам-панфиловцам на
Уже тогда у местных жителей закрались сомнения. Зачем ремонтировать экспонат, простоявший на постаменте 30 лет, к тому же без двигателя, трансмиссии, вооружения — в общем, без начинки? Если корпус и нуждался в косметическом ремонте, так покрасить можно было прямо на месте! Зачем вызывать краны, большегрузный трейлер, чтобы тайно отправить фашистскую машину в Москву?
Вопросы, надо сказать, вполне уместные. Дело в том, что и сам памятник саперам-панфиловцам, и немецкая самоходно-артиллерийская установка (внешне она похожа на танк) по-своему уникальны и являются (теперь уже являлись, но об этом позже) памятником регионального, т.е. областного значения.
В Волоколамске рассказывают, что подбитый в бою на подступах к Москве «Штуг-III» (так сокращенно именуют танкетку) из лотошинских болот извлекли поисковики в конце
Эксперты считают, что самоходка тоже уникальна. В мире их осталось только две, одна из которых и была на
Ну так вот, если «танкетка» столь раритетна, то не получится ли так, что после ее мнимой реставрации в город вернется не пойми что, а сам оригинал не объявится в частной коллекции какого-нибудь магната, повернутого на военной технике? Поговаривают, что цена этой модели «Штуг-III» — от 1 до 3 млн. евро.
Эти и другие сомнения регулярно развеивала местная городская власть. Что договор на реконструкцию заключен с известной фирмой «Лейбштандарт», а известна она прежде всего тем, заверял градоначальник, что специализируется на военном антиквариате. Цена вопроса, конечно, немаленькая — 5 млн. рублей. Зато будут выполнены все необходимые работы.
Летом минувшего года самоходку «из ремонта», также на трейлере и с помощью мощных кранов, доставили в Волоколамск, а на мемориальном памятнике появилась скромная табличка — что реконструкция машины состоялась при содействии мэра города В.Н.Шулепова. Как говорится, никто не забыт, ничто не забыто...
Но ветераны, историки, краеведы утверждают: не она! Похожая, но не она!
Разгорелся скандал. Памятник имеет статус регионального значения, самоходка является собственностью Московской области. Отправляя ее в ремонт, Василий Шулепов ни с кем свои намерения не согласовывал — ни с областными, ни с федеральными структурами. Оппозиционеры не без оснований утверждают, что если бы мэр действительно хотел отреставрировать танкетку, то получил бы разрешение регионального руководства. В крайнем случае посоветовался с местной общественностью: был ли смысл отправлять по сути дела груду металла в ремонт, тратить на это 5 млн. руб.?
Новые подробности не успокоили, а напротив, разожгли страсти. Заключенный договор с коммерческой фирмой «Лейбштандарт», «известной по ремонту бронетанкового антиквариата», на поверку оказался незаконным. Прежде всего по той причине, что ее основным видом деятельности является не военный антиквариат, о чем заверял волоколамцев мэр Шулепов, а... оптовая торговля мебелью, бытовыми товарами и скобяными изделиями! Лицензии на «обслуживание» военной техники эта фирма не имеет, и как городская администрация могла заключить с ней договор — вообще непонятно.
— Были проведены металловедческие и две историко-культурные экспертизы, — говорит городской прокурор Волоколамска Владимир Рогозин. — Установлено, что самоходка после реконструкции — новодел, ничего общего, кроме формы, со «Штуг-III» не имеющая. По мнению специалистов, металл на машине изготовлен по советским ГОСТам
Прокуратурой возбуждено два уголовных дела — по ст. 243, часть 1, и по ст. 164 УК РФ. Оба дела объединены и переданы в Главное следственное управление Московской области. Владимир Рогозин не сомневается, что дело дойдет до суда, ведь оно имеет уголовно наказуемую окраску.
Похоже, что в это мало верит мэр города. Он без устали рассказывает, что история с самоходкой — выдумка его врагов, недоброжелателей. А сам он чист как слеза.
В неубедительные объяснения г-на Шулепова по поводу реконструкции фашистской самоходки волоколамские ветераны еще могли бы кое-как поверить. Ну, ошибся человек, передоверился коммерческой фирме и жестоко обманулся — с кем не бывает? Ведь хотел как лучше... Если бы не одно «но».
Дело в том, что в городе воинской славы (этот высокий статус Волоколамск получил в 2010 г.!) уже несколько лет не горит... Вечный огонь. Мы знаем, как болезненно российские власти реагируют, если такое кощунство допускается, к примеру, в Прибалтике. А тут — под Москвой, в Волоколамске, на той самой земле, где герои-панфиловцы остановили фашистские танки!..
Официальная версия г-на Шулепова — в бюджете нет средств на оплату газа. В погашенной чаше Вечного огня, со слов горожан, их градоначальник видит даже некие преимущества:
— город экономит бюджет — 500 тыс. руб. в год;
— отпадает необходимость выставлять у Вечного огня постоянную охрану, что, в свою очередь, также является экономией материальных, да и людских ресурсов.
Наконец, считает Шулепов, всякие отморозки не смогут на Вечном огне готовить гриль — такие дикие случаи бывали в некоторых регионах России.
По всему получается, что нет огня — нет и проблем. Однако в городе с такой позицией категорически не соглашаются общественные организации. Местные молодогвардейцы даже предлагают учредить общественный фонд, открыть лицевой счет и собирать деньги из личных пожертвований. Никаких телодвижений в этом плане не предпринимает только Шулепов. Идея изыскать в бюджете 500 тыс. рублей в голову ему почему-то никак не приходит. Хотя она, что называется, на поверхности. На т.н. реконструкцию самоходки город по смете уплатил 5 млн. рублей. Если бы она оставалась на месте — была бы и в сохранности, а денег на оплату газа хватило бы на 10 лет вперед!
В оправдание своего бездействия (у «руля» Василий Николаевич уже 7 лет) в одном из интервью мэр заявляет, что — внимание! — «с огнем шутки плохи, произойди какое-либо ЧП, например, по причине детской шалости, — мы в числе первых ответчиков!».
Где, в каком регионе России более чем за полувековую историю хоть раз фиксировалась «детская шалость» у Вечного огня?
Политические дискуссии вокруг этой проблемы (которой, прямо скажем, не должно быть в принципе!) привели к тому, что на заседании горсовета депутатов власть, цитируем, «приняла глубоко продуманное решение — под строгим контролем включать огонь ратной славы по знаменательным датам» (конец цитаты).
Как всякий искушенный чиновник, знаменательными датами мэр считает не только общенациональные праздники, красные дни календаря, но и визиты в город губернатора Подмосковья — раньше Бориса Громова, теперь Сергея Шойгу.
— Ходят слухи, что в ближайшее время горелка в чаше отправится на реставрацию, чтобы потребляла меньше газа, — вздыхают волоколамские ветераны войны. — Учитывая, чтó мы получили после «реставрации» немецкой самоходки, надежд, что в городе снова запылает Вечный огонь, уже мало кто питает...
Итак, что же мы имеем? Результаты авторитетных экспертиз о подмене настоящей самоходной артиллерийской установки на новодел. А что не имеем? Представления о том, куда «ушла» настоящая машина. И кто этому определенно поспособствовал.
Будем надеяться, что следствие ответит и на эти вопросы. Ведь речь идет о памяти тех, кто героически остановил врага на ближних подступах к Москве.