Генеральный директор премии Арман Давлетьяров подробно рассказывал «МК» о том, почему в этом году решили обойтись без спецгостей в лице западных суперзвезд, объясняя, что раз у национальной премии юбилей, то и воздать по заслугам в первую очередь надо именно национальным звездам. Однако в будущем организаторы обязательно вернутся к многолетней традиции. Впрочем, скандальности потенциальной Га-Ги не уступили разбушевавшиеся страсти местного розлива.
«Собчак не пустили, тарелку украли, церемония удалась!» — язвили шутники в кулуарах. Другие развивали тему: «Вместо Собчак привели лошадь», — имея в виду настоящую белую лошадь, на которой Филипп Киркоров исполнил песню группы «Ленинград». Ведущий Максим Галкин поставил точку в логической цепочке, заметив, что лошадь, однако, не испугалась Киркорова. А Басков, наоборот, утверждал, что испугалась... Дискуссия вышла жаркой! Бурлили и кулуары с закулисьем. Отлучение от церемонии бывшей «Блондинки в шоколаде», а ныне Жанны д’Арк «креативного класса» Ксении Собчак вызвало шуму даже больше, чем возможное отлучение Филиппа Киркорова от церкви за размножение суррогатным способом.
Официальных комментариев организаторы предпочли вообще не давать. А «неофициально» даже и не стоило объяснять, что мероприятие «сугубо музыкальное» и придавать ему «окрас политического митинга» в связи с недавней трансформацией г-жи Собчак из «блондинки» в «Жанну д’Арк» устроители не хотели. Или устроителей попросили. Сама Ксения написала в «Твиттере», что зла не держит, потому как понимает, что они ни в чем не виноваты, и заодно передала рок-критику Артемию Троицкому небольшое патетическое послание в духе лучших медведевских шуток о том, что свобода лучше, чем несвобода, которое Артемий намеревался зачитать во время вручения тарелки в номинации «Прорыв года». Но, видимо, не только у стен, но и у айфонов есть уши: о «коварном замысле» стало известно «кому надо», и у г-на Троицкого перед выходом на сцену участливо спросили, собирается ли он на самом деле декламировать со сцены текст Собчак. Вольнодумный рок-критик ответил, что декламировать будет все, что посчитает нужным, — и, разумеется, ни на какую сцену его не позвали. В результате послание так и осталось неозвученной эсэмэской в его гаджете, равно как и заготовленная шутка про Pussy Riot, которых г-н Троицкий намеревался объявить подлинным прорывом года. По официальным же итогам экспертно-зрительского голосования «прорвался» Макс Барских, кроваво-вампирному видеотриллеру которого Z.Dance «ЗД» недавно посвятила целое культурологическое исследование, но г-на Барских это обстоятельство совершенно не спасло от полного незнания его творчества рок-критиком Троицким. «Объясни мне, что это за перец?» — спросил меня Артем после церемонии. Пришлось пересказать содержание статьи в «ЗД» и заверить коллегу, что Барских не то что хуже или лучше Ивана Дорна, его собрата с Украины (где, собственно, в последнее время и рождаются все достижения российского шоу-бизнеса, включая уже культовых Quest Pistols или нынешнюю «Певицу года» Елку), но раскручен не меньше любимчика столичных хипстеров. Номинации же — вещь такая зыбкая, что всегда возможны варианты. Например, на нашей ZD Awards в январе «Прорывом» стал как раз г-н Дорн, а сахарно-небритого Барских читатели «МК» признали зато самым «Sexy года», чем утерли носы Билану с его вечно торчащими из штанов трусами и Лазареву с раздувшимися от стероидов мускулами.
Специальная награда «За вклад в жизнь» была присуждена Михаилу Горбачеву, но он на сцене тоже не появился, и наиболее впечатлительные граждане уже готовы были подумать, что критично настроенный к нынешней власти Президент СССР угодил в опалу под одну гребенку с Собчак, но выяснилось, что он «просто не смог», и награду за него получила дочь Ксения. У граждан аж отлегло — хоть на святое рука подняться дрогнула. Ура, ура!
Не пришла забрать юбилейную тарелку за «Лучшую исполнительницу десятилетия» и Земфира. Ее как раз очень звали, но в отличие от г-жи Собчак загадочная девушка Z не пришла сама. Видимо, у каждого свои приоритеты. Зато уж Филипп Киркоров был тут как тут во всей красе и наряду со специальным призом за «Лучшего исполнителя десятилетия» забрал еще две «актуальные» награды — за видеоклип «Снег» и за «Лучшее концертное шоу» «ДруGoy», став рекордсменом церемонии по количеству наград. Глобальным же рекордсменом оказался Дима Билан: его тарелка за «Лучшего исполнителя года» стала десятой за всю историю премии, что можно расценить в том числе и как признание заслуг артиста, первого и единственного пока победителя «Евровидения» в России, кто бы и как ни пытался сейчас принизить значение оного исторического достижения. Впрочем, и по совокупности «содеянного» за минувший год (альбом, клипы, хиты) награда выглядела вполне мотивированной, хотя и вызвала приступ визгливой истерики у Сергея Лазарева, его вечного «фолловера», который за кулисами устроил, говорят, форменный разнос организаторам церемонии.
Главной юбилейной «фишкой» стали все-таки сами музыкальные номера — все артисты выступали с перепевками коллег. Кто кого только не перепевал! Галкин — «Леприконсов», «ВИА Гра» — «Белую стрекозу любви», Фриске и Гагарина — «ВИА Гру», Ева Польна и «Градусы» — группу «Тату», Волкова с Биланом — группу «Градусы», Басков — тезку Носкова, Лолита — Киркорова, Нюша — группу «Винтаж»... Вершиной тренда стали, однако, «А-Студио», которые на пару с Quest Pistols перепели лагутенковскую «Медведицу» настолько забористо и самобытно, что возникло ощущение полной органики репертуара — вроде как их собственное! В этом музыканты, конечно, доки: большая часть публики до сих пор, скажем, искренне убеждена, что недавний кавер песни Аллы Пугачевой «Как все» — актуальный и оригинальный хит группы «А-Студио». Полное погружение с растворением!..
Тем временем результаты номинаций продолжали вызывать бурные споры, перераставшие иной раз в нешуточные скандалы. Режиссер Кирилл Серебренников, который вручал тарелку в номинации «Хип-хоп-проект», был настолько обескуражен тем, что в линейке претендентов на награду из Басты, Гуфа, Касты и Нойза МС выбор пал на «какую-то попсовую группу» «Банд Эрос», что разослал в Интернете гневный панегирик, состоящий из размашистых определений — «дерьмо», «позор», «мрак», «подстава», «ад», — и не находит теперь места, проклиная себя за содеянное. Безумие гамлетовских страстей на этом фоне выглядит соплями взбалмошного мальчишки в песочнице. Так что еще раз можно констатировать, что юбилейная церемония музыкальной премии очевидно удалась. Главное, что без некролога...