В первый день действия запрета в сетевой аптеке на Звенигородском шоссе из списка: каффетин, солпадеин, седал-м и нурофен-плюс — нам предложили лишь не содержащий кодеина нурофен (без «плюса»). Причем искали некодеинсодержащие замены вдумчиво и нудно. А запрещенного так и не продали. Вполне объяснимо: аптечная сеть крупная, подставляться из-за наркоманов здесь никто не станет.
Но и в небольшой аптеке на улице 1905 года — та же самая картина. Барышня-провизор пожимает плечами: «Да вы что! С 1 июня запрет действует. Без рецепта эти препараты не купить».
Заглядываем в совсем крохотную аптеку по соседству.
— Не-е, ребята. Только по рецепту. Приходили уже к нам молодые люди с горящим взглядом, выпрашивали. Мы, естественно, отказали. Сказали, чтобы они искали средства от своей болезни по своим источникам. А в аптеках теперь таких лекарств не купите.
В небольшой коммерческой аптеке на улице Абрамцевской нурофен-форте (без кодеина) по цене 97 рублей за упаковку согласились продать без всяких вопросов. И в любом количестве. И в местной поликлинике, похоже, тоже не были готовы к ажиотажу по поводу запрета на ряд обезболивающих препаратов. Пациента, обратившегося с жалобой на острую зубную боль, отправили в аптеку с рекомендацией купить обычный нурофен: «Его вам отпустят без всякого рецепта!».
Врач-лечебник Нина Каманина удивлена столь неожиданным решением медицинского руководства страны: «Странно, что людей не предупредили заранее. Да, кодеин — наркотик, и умельцы наловчились готовить из лекарств с его содержанием зелье. Но тогда, по идее, нужно и валокордин запрещать, потому что там есть фенобарбитал. А от него наркоманы тоже умеют кайф получать».
Для нормальных людей прием препарата с кодеином не вызывает ни зависимости, ни привыкания, ни галлюциногенных эффектов. Резкий переход на другие лекарства, конечно, вызовет дискомфорт, продолжает специалист. Теперь в аптеке человеку будут предлагать то, чем он раньше не лечился. А чтобы организм адаптировался, нужно время.
— Я уверена, что очень скоро появятся теневики, которые будут продавать наркоманам запрещенные препараты. Это всегда происходит. Нормальный человек, разумеется, не пойдет покупать лекарство у дилера, — добавляет Нина Каманина.
Еще одно возможное неприятное последствие нововведения — наплыв людей в поликлиники. Да, сейчас этого не наблюдается — многие просто не в курсе решения правительства. «Логично было бы сначала наладить электронную систему выписки лекарств, а потом вводить запреты, — продолжает врач. — Человеку необязательно бежать в поликлинику и сидеть в очереди за рецептом лекарства от головной боли. Все сведения о пациентах есть в электронной базе. Как вариант — можно было бы создать систему получения рецептов через Интернет».