Это был первый день, «Профессии». И, наверное, самый лучший день ТЭФИ. Люди, получавшие «Орфея» не скрывали радости. Пафоса не случилось, но профессионалы действительно оказались достойны своего статуса.
Профессионалы – это те, кто делает так называемые «Лица» узнаваемыми, это свита, стоящая за спиной короля. Впрочем, свита – определение неправильное. В пятницу получали приз истинные таланты, трудяги-бессeребники, не умеющие и не желающие играть лицом. Академики отметили стоя победу в номинации «Программа об искусстве» фильма «Станислав Лем» Льва Николаева. Последнюю его победу, посмертную. Лучшим режиссером-документалистом был назван Сергей Мирошниченко за фильм «Река жизни» о Валентине Распутине.
Лучшим режиссером телевизионного фильма/сериала стал Александр Котт за свою «Крепость». Кроме того, за «Крепость» получили статуэтки оператор Владимир Башта, художник-постановщик Алим Матвейчук и звукорежиссер Филипп Ламшин.
Получилось достойное зрелище. Зато выступления ведущих церемонии моментами были забавными. Президент телеакадемии Михаил Швыдкой на полном серьезе уверял присутствующих, что лозунг дня «ТЭФИ приказало долго жить» - большая неправда. «Мы по-прежнему одна семья», - доблестно декламировал Михаил Ефимович.
Возмущение у академиков вызвала актуальная новость о том, что Яндекс впервые в истории по количеству просмотров обошел на повороте «Первый канал» (19 миллионов против 18). «Этого не может быть!» - заверял продюсер Александр Акопов. «Вот по утрам возможно 22 миллиона мужчин бреются, так что, теперь назвать бритву главным средством информации?». Да, обладая таким талантом, любую светлую идею можно довести до абсурда. «А если Первый начнет все время показывать порнографию, то вообще зрителей от экрана не оторвешь» - глубокомысленно вставила свои пять копеек Арина Шарапова. «В интернете вы найдете лишь адреса ресторанов, а ТВ - вот настоящее искусство», - неслось далее со сцены. Но никто из зала почему-то не встал и не крикнул: «Что вы несете, господа!».
За лучший специальный репортаж был награжден сюжет РЕН ТВ «Ноты протеста». Протестная линия играла большую роль в этот день. Среди вручантов оказался неформатный Андрей Норкин и «узница совести» Манана Асламазян, перед которой академия в очередной раз незримо просила прощения за отсутствие у себя гражданского мужества. А в заключении вообще пошли кадры с Болотной площади, синхрон Ходорковского, и детский хор дружно напевал сакральное «Завтра ветер переменится…»
Но это были еще цветочки. Апофеозом опять стал «Гражданин Поэт», который на этот раз играючи переназвали в «Гражданин Хороший».
Замечательный артист Михаил Ефремов и не менее замечательный бывший главред Андрей Васильев очень напоминали двух лабухов, заезжих гастролеров в сельском клубе. Нормальные пацаны реально пришли зарабатывать бабла. Ефремова прямо на сцене быстренько превратили в… Беллу Ахмадулину, после чего артист начал читать как бы ее голосом как бы ее стихи. Естественно, про Путина. Бомонд внимал, застыв в полуулыбке. Да, речь шла об их патроне, о президенте великой страны, но теперь над ним положено смеяться. Это мода такая. И обслуживающий власть народ тихо хихикал. Попробовали бы они не засмеяться! Их бы просто не поняла демократическая общественность, они бы сразу стали нерукопожатными.
Им это надо?
Замечательный артист халтурно читал халтуру. Да и как можно было наряжаться Ахмадулиной, когда память о ней еще не застыла и сердце все еще болит. Они сами не ведают, что творят. Как легко: крикнешь со сцены что-то вроде «Путин дурак, курит табак», и ты герой на все времена. Смейтесь, пожалуйста, но хотя бы со вкусом и талантливо! Стишки Гражданина Поэта скоро станут у нас национальным гимном и под него будет принято вставать. А кто не встанет – тупица, не понимает великой поэзии и борцов за демократическое счастье России. Какая гадость, эта ваша заливная рыба!