«ТИТАНИК» СГУБИЛИ ЛУНА И КАПИТАН
Ученые продолжают выяснять новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера
Об этой трагедии написаны сотни книг, сняты десятки фильмов, но она по-прежнему будоражит умы исследователей. Среди последних работ, посвященных одной из самых громких катастроф ушедшего века, — исследования Сэмюэля Хэлперна и группы астрономов под руководством Дональда Олсона. «МК» связался с обоими авторами, чтобы узнать их точку зрения на события вековой давности.
«Винить можно лишь капитана судна»
Напомним, что, согласно результатам расследования 1912 года, айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был замечен за 37 секунд до столкновения. Судно же поменяло курс почти мгновенно, но аварии было уже не избежать.
Однако Сэмюэль Хэлперн и его коллеги, выпустившие к столетию трагедии книгу со своим новым исследованием, полагают, что теоретически корабль мог не столкнуться с айсбергом. За основу авторы взяли воспоминания тех людей, чьи показания не использовались при расследовании сто лет назад. Речь идет о Фредерике Флите, который был на наблюдательном мостике в ту ночь, и рулевом Роберте Хикэнсе. Их свидетельства позволили установить, что айсберг был замечен на самом деле за минуту до столкновения и, если бы приказ сменить курс был отдан даже на 20 секунд раньше, катастрофы можно было избежать. Однако Уильям Мердок, старший помощник капитана судна, бывший ответственным офицером на мостике в ночь трагедии, не стал этого делать, поскольку смена курса также грозила катастрофой — корма могла при повороте задеть айсберг. Мердок медлил, рассчитывая, что корабль и так минует опасность.
Так кого же винить в гибели судна? Об этом «МК» побеседовал с самим Сэмом Хэлперном.
— Что сподвигло вас на изучение крушения «Титаника» и как долго вы этим занимаетесь?
— По роду своей деятельности я системный аналитик и исследователь. Катастрофа же «Титаника» — одна из многочисленных тем, интересующих меня.
— Что не устраивает вас в официальной версии тех событий?
— Расследование причин катастрофы по горячим следам, в 1912 году, не включало в себя многих очевидных для того времени фактов. Этими данными мы располагаем сейчас. Тогда же специалисты, занимавшиеся изучением причин трагедии, отдавали предпочтения, например, показаниям некоторых выживших офицеров, игнорируя в то же время свидетельства других людей.
Что касается событий той трагической ночи, то было много факторов, которые привели к катастрофе. Один из них — человеческий. Людям вообще свойственно совершать ошибки.
— Был ли у экипажа корабля, по вашему мнению, шанс спасти судно после столкновения?
— Нет, судьба «Титаника» была предрешена тогда, когда айсберг пробил пять основных перегородок в корпусе судна, в результате чего вода стала поступать в передний отсек, три первых трюма и бойлерную.
— Можно ли говорить о том, что катастрофа стала результатом ошибки лишь одного человека, Уильяма Мердока?
— Нет. Если кого-то и надо винить в катастрофе, то это должен быть капитан судна Эдвард Джон Смит. Именно он мог спасти судно намного раньше, если бы направил корабль южнее, еще до того, как взял курс на Нью-Йорк в 17.50. К тому моменту по радиосвязи прозвучало не одно предупреждение о том, что впереди по курсу льды и что к ночи корабль окажется в месте, где полно айсбергов. Эдвард Смит сам взял на себя риск и не отклонился от курса, в этом была его фатальная ошибка.
— Последовала ли какая-то официальная реакция на вашу последнюю книгу?
— Я не совсем понимаю, что в данном случае может служить официальной реакцией, но те отзывы, что получила моя книга, написанная в соавторстве с еще десятью людьми, были положительными.
«Мы лишь объяснили, откуда на пути «Титаника» взялось столько айсбергов»
А вот коллектив американских астрономов из университета города Остин, что в штате Техас, не отрицает общепринятой версий обстоятельств трагедии. Однако исследователи во главе с Дональдом Олсоном решили установить, чем было вызвано обилие айсбергов, с одним из которых столкнулся «Титаник».
По их мнению, огромную роль сыграло положение Луны относительно Земли. В частности, в январе 1912 года Земля приблизилась на максимально возможное расстояние к Солнцу, а уже на следующий день Луна достигла перигея — ближайшей к Земле точки своей орбиты. Гравитационное воздействие Солнца и Луны на Землю привело к повышению уровня моря. А это, в свою очередь, «освободило» огромные айсберги, которые при нормальном уровне воды стояли бы на одном месте, постепенно уменьшаясь в размерах. Однако активность небесных тел в конечном счете отпустила здоровые глыбы в плавание, и одна из них встретилась с «Титаником». Руководитель исследовательской группы Дональд Олсон поделился с «МК» своими соображениями по поводу влияния небесных тел на события на Земле и судьбу «Титаника».
— Как вы пришли к тому, что связали катастрофу «Титаника» и астрономические аномалии?
— Наша группа из Техасского университета уже очень давно занимается изучением необычайно высоких приливов, вызванных различными астрономическими явлениями, и их влияния на события в истории человечества. В журнале «Sky&Telescope» мы уже публиковали статьи, связанные с «Бостонским чаепитием», битвой за Тараву в 1943 году, вторжением Юлия Цезаря в Британию в 55 году до н.э., высадкой войск в Нормандии в 1944 году, известной как «День Д», «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Приливы сыграли решающую роль в ноябре 1943 года, когда десант из морских пехотинцев высадился на Тараве. Из-за того, что десантный корабль наткнулся на риф, морским пехотинцам пришлось высаживаться на прибрежную зону под шквальным огнем. Снижение уровня приливов в тот период мы связываем с лунным апогеем и тем, что Луна находилась в четвертой четверти. Оба этих явления наблюдались за день до высадки десанта.
В другой статье мы говорим о возрастающей Луне во время «Бостонского чаепития». В этом случае, все произошло совсем иначе, нежели с высадкой на Тараве. Приливы в бостонской гавани возросли на фоне новолуния и лунного перигея. И вновь оба явления наблюдались одновременно, накануне «Бостонского чаепития». События «Дня Д», на которые также оказали влияние приливы, рассматриваются в нашей статье 1994 года, вышедшей к 50-летию высадки войск в Нормандии.
Кроме того, мы проанализировали приливные течения, чтобы установить место, где Цезарь высадился в ходе вторжения в Британию в 55 году до н.э. На фоне подобных опытов неудивительно, что мы взялись за изучение дат самых высоких приливов, связанных с лунным перигеем, имевших место в январе 1912 года, и с помощью Фергюса Вуда связали это с айсбергом, погубившим «Титаник».
Идея о том, что эта катастрофа может быть связана с астрономическими явлениями, возникла у нас уже давно, еще в начале 90-х годов прошлого века. Статья ждала подходящего момента для публикации — такого, как столетие со дня катастрофы.
— Как ваше исследование соотносится с основной версией событий?
— Мы лишь добавляем к уже известным фактам результаты наших исследований. То есть мы связываем лунный перигей, наблюдаемый в январе 1912 года, с активными приливами и — как следствие — обилием отколовшихся айсбергов, которые оказались на пути корабля спустя 3,5 месяца.
— Что касается трагической ночи — какие конкретные астрономические обстоятельства могли спровоцировать катастрофу?
— Мы знаем, что ночь с 14 на 15 апреля 1912 года была безлунной. Это значит, что видимость была плохая и увидеть айсберг на том расстоянии, когда еще имелся шанс удачно сманеврировать, было трудно.
— Были ли у «Титаника» шансы спастись?
— После столкновения корабля с айсбергом их уже не было — гибель была неизбежной. Разумеется, к трагедии в конечном счете привело именно столкновение с айсбергом. «Титаник» не замедлил ход даже после того, как получил несколько предупреждений по радио о том, что впереди опасность. Судно полным ходом шло на айсберги, и это самое главное. Наша же работа объясняет, почему в ту ночь в том месте было так много айсбергов на пути корабля.
— В своей статье вы пишете о том, что 4 января 1912 года Луна достигла перигея, приблизившись к Земле на столь малое расстояние, на которое не приближалась 1400 лет. Теперь, когда мы знаем, что это может повлечь за собой, интересно — когда подобное явление случится в следующий раз?
— Это может произойти не раньше, чем в 2257 году.
Ренат Абдуллин
Русский офицер спас француженку
В Петербурге живут потомки честного кассира с «Титаника»
Точные пофамильные списки пассажиров «Титаника» так и не удалось восстановить. Но доподлинно известно, что на борту лайнера было немало подданных Российской империи, в том числе несколько петербуржцев. Их родственники до сих пор живут в городе.
Выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях
В тот злополучный рейс отправились около трех десятков россиян. Из-под Ростова-на-Дону целая партия крестьян переселялась в Уругвай. Там их уже ждали родственники. Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.
С ростовскими крестьянами на нижней палубе в третьем классе плыл и осетинский парень — Мурзакан Кучиев. Ему повезло: перед самым столкновением корабля с айсбергом он вышел на верхнюю палубу. Когда началась паника, осетин содрал спасательный жилет с кого-то из людей и кинулся в воду. Там он нашел стул, взгромоздился на него и так и плавал, пока почти окоченевшего его не подобрала спасательная шлюпка с парохода «Карпатия». На этом же судне в Америку доплыл и казак с Кавказа Михаил (фамилия его не сохранилась). Он смог продержаться несколько часов в ледяной воде. В Штатах он разбогател и в 1914-м вернулся домой. Но в 1930-е Михаила сослали в Сибирь, где он и пропал.
Были на «Титанике» также эстонцы, армяне, евреи — все с российскими паспортами.
Петербуржцев на борту лайнера оказалось трое. Двое из них по происхождению были англичанами, но уже давно обрусевшими. Артур Джи возглавлял шлиссельбургскую мануфактурную фабрику, в Питере прожил больше тридцати лет. Его путь лежал в Мексику, где Джи хотел развивать свой бизнес. Вторым был мистер Смит — агент по продаже американских и английских стальных изделий. В Петербурге он уже успел обзавестись семьей. Оба они ушли на дно.
У третьего петербуржца с «Титаника» была реальная возможность спастись. Но он благородно уступил место в шлюпке женщине. Михаилу Михайловичу Жадовскому шел 69-й год. За плечами у него были сражения Русско-турецкой войны. Отставной капитан, он некогда служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне. Его отец — генерал Жадовский — жил на Дворцовой набережной, в доме 24. У Михаила Михайловича имелись жена и четверо сыновей, также военнослужащих. Но дела отставного офицера, видимо, складывались не очень благополучно. Иначе зачем бы он согласился подработать на «Титанике» кассиром.
Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур. Она выжила, и спустя несколько месяцев после трагедии один из сыновей Михаила Жадовского получил от нее письмо, в котором и были описаны последние минуты жизни русского офицера, кассира с «Титаника».
В Петербурге сейчас живут родственники этого отважного человека. О его истории они знают немногим больше, чем было сказано в письме Жозефины.
— В советские годы вообще многие Жадовские говорили, что просто однофамильцы с тем человеком, как-никак он был офицер, дворянин. И о нем старались не вспоминать, — объяснил Иван Жадовский «МК в Питере».
Елена Михина
КОМУ ТРАГЕДИЯ, А КОМУ ДОХОД
Гибель «Титаника» — как повод пополнить казну
Благодаря «беспроволочному телеграфу» Маркони, установленному на «Титанике», о том, что случилось в Атлантике в ночь на 15 апреля 1912 года, мир узнал почти сразу. Человечество было в шоке. «Титаник», который объявлялся первым в истории судном, непотопляемым ни при каких условиях, камнем пошел ко дну спустя всего 2 часа после столкновения с ледяной глыбой, унеся с собой более полутора тысяч жизней. Это было не просто кораблекрушение, это было крушение надежд. Катастрофа развеяла миф о непогрешимости мировой индустриальной мощи, о том, что человек способен подчинить себе дикую природу. «Люди всегда будут оплакивать гибель «Титаника» как одну из величайших трагедий в истории», — писала тогда лондонская «Таймс».
Но спустя 100 лет трагедийная составляющая катастрофы заметно ослабла. Как сказали мне в лондонском турагентстве, продававшем билеты на круиз, повторяющий маршрут «Титаника», «мы хотим, чтобы наши клиенты весело и интересно отметили этот юбилей». Само же агентство, как и многие другие организации, надеется неплохо заработать.
Тот факт, что «Титаник» был построен на белфастской верфи, надоумил власти Северной Ирландии создать огромный мемориальный комплекс, посвященный величайшему кораблекрушению. При этом их совершенно не смущает то, что построенный в Белфасте лайнер утонул уже во время первого своего рейса. А тем, кто им напоминает об этом, потомки кораблестроителей невозмутимо отвечают: «Но ведь наши деды и прадеды сработали отлично, и к ним никогда не было претензий».
Проект, который рекламируется под несколько странным лозунгом «Титаник» 1912—2012 — наше будущее» и обошелся в $160 млн., отнюдь не является музеем в узком понимании этого слова. В 9 просторных залах 6-этажного здания, возведенного на месте старой верфи, нет ни одного экспоната с легендарного парохода. Половина пространства посвящена тому, как строилось судно, какая техника использовалась при его создании. Во второй части экспозиции речь идет о «жизни на борту и катастрофе». Показано, как выглядели каюты всех трех классов, в натуральную величину воспроизведена знаменитая деревянная лестница в ресторане первого класса, так часто появляющаяся в популярном фильме Кэмерона. Пожалуй, самое сильное впечатление призвана произвести многократно увеличенная фотография остова «Титаника», сделанная в 1985 г. океанологом Робертом Баллардом, который после многолетних поисков отыскал-таки эти останки на дне Атлантики на глубине 3784 метра.
Среди мероприятий, посвященных 100-летию катастрофы, которые пройдут на территории мемориального комплекса, фестиваль «Кухня «Титаника», где гостям предлагают попробовать блюда из меню ресторанов лайнера, а также большой рок-концерт.
Профессор Уильям Нилл из университета Абердина, который занимается проблемами «туризма катастроф», считает, что к трагическим страницам истории следует относиться с особым уважением. «На протяжении почти всего ХХ века в Белфасте старались не упоминать о том, что именно здесь был построен легендарный «Титаник», — рассказывает профессор Нилл, —казалось, что город испытывал определенное чувство вины за столь скорую гибель судна. Теперь период смущения преодолен, и мы вновь начинаем признавать выдающуюся роль, которую сыграла белфастская верфь в истории мирового судостроения. Другой вопрос: должно ли это легендарное прошлое так откровенно служить извлечению материальных выгод? Конечно, все, что связано с «Титаником», — очень сильный маркетинговый инструмент, но, думаю, надо соблюдать чувство меры».
Представитель муниципалитета Белфаста заявил, что «город с глубоким уважением относится к памяти всех 1512 пассажиров и членов экипажа, погибших в результате крушения лайнера. Родственники погибших выразили поддержку проекту создания мемориального комплекса, который призван не только напомнить посетителям о катастрофе «Титаника», но и рассказать, как был построен этот уникальный корабль».
«Откровенно говоря, я не вижу ничего плохого в том, что в Белфасте решили создать комплекс, посвященный «Титанику», — сказал мне бизнесмен Гарри Флетчер, чья компания специализируется на дизайне и оборудовании современных музеев, — конечно, это отличное средство привлечения туристов со всего мира. До сих пор Северная Ирландия была известна не столько своими достопримечательностями, которых там, кстати, немало, сколько гражданской войной между католиками и протестантами. Теперь там появился очень крупный туристический объект, а это значит — новые рабочие места и деньги в городскую казну, которая оплачивает детские сады, дома для престарелых, спортплощадки и общественные парки».
Зураб Налбандян