Знатоки углубились в юридические и экономические тонкости: действительно ли высокопоставленный правительственный чиновник использовал ведомую только руководителям его уровня информацию для того, чтобы его жена заработала не то пятьдесят, не то семьдесят миллионов долларов? Так ведь это вопрос для профессионалов. Поражает-то сама сумма заработка от всего лишь одной удачной бизнес-операции. Масштаб денег, которые люди такого ранга способны сделать своими. Десятки миллионов долларов — умопомрачительная сумма для основного населения России, не имеющего даже теоретической возможности их заработать.
При этом чистых денег недостаточно. Власть по-прежнему жадна до привилегий. История с квартирами бывшего министра здравоохранения Шевченко и нынешнего патриарха Кирилла в знаменитом «доме на набережной» напомнила о том, что высшие чиновники получают в подарок от казны квартиры стоимостью в пятьдесят миллионов. А почему, собственно говоря? Понятно, когда социальное жилье предоставляется малоимущим. Неужто федеральные министры (и не только министры) тоже нуждаются?
В Берлине коллега подвел меня к дому, где снимает квартиру Ангела Меркель. Перестанет быть канцлером — покинет съемное жилье. К дому, кстати, можно запросто подойти. В тот момент канцлер находилась в зарубежной командировке, и у двери даже не дежурила полиция.
Наша страна живет на два этажа: в верхнем решают, в нижнем только узнают о решениях. Верхнему этажу можно все, а нижнему запрещено даже возмущаться, а то зачислят в ненавистники России. И еще нам пытаются доказать, будто так поступают везде. Мол, не одни мы такие, а они (Запад) — просто фарисеи: поступают так же, а нам читают мораль…
Но ведь это ложь. К западу от наших границ вседозволенность в высшем эшелоне власти жестоко карается.
Министр обороны ФРГ и президент Венгрии с позором ушли в отставку, поскольку в их диссертациях обнаружили плагиат. Но они по крайней мере написали свои научные работы задолго до того, как заняли высокие посты. Что же думать нам о высших чиновниках, которые на наших глазах защищают докторские? Кто у нас еще не доктор наук? По пальцам пересчитать. Помню, как моя мама, трудившаяся в академическом институте, писала кандидатскую, затем докторскую. Знаю, сколько лет упорной работы занимает подобное научное исследование. Так что возможны только два варианта.
Или наши чиновники годами бездельничают на своем рабочем месте, отдавшись науке. Или же, скорее, за них кто-то пишет всю диссертацию! Полностью! От вступления до списка использованной литературы, на составление которого уходят месяцы, если, конечно, не копировать его из чужой работы.
То, что мы наблюдаем, — результат долгого процесса разрушения основ морали и нравственности. Многие связывают это с распадом СССР, но наши начальники выросли и сформировались еще в советской системе. Власть десятилетиями разрушает мораль, развращает людей и культивирует все эти пороки: невероятное лицемерие, тотальное вранье, постоянный обман.
Отчего столь тягостное впечатление произвела история с то исчезавшими с руки патриарха, то чудесным образом возвращавшимися швейцарскими часами старинной марки, что нравилась еще пушкинскому Евгению Онегину? Даже писавшим об этой истории коллегам, вижу, не по себе: патриарха уличили в неискренности.
Среди нашей политической элиты не действуют элементарные принципы. Обещал — выполни, обманул — признайся, что-то сделал неправильно — извинись. В политике, конечно, главное — интересы, но мораль и порядочность тоже многое значат. Если ты будешь надувать, то и тебя обманут. Так и существуем: один этаж обманывает другой и наоборот. Только одни считают копейки, а другие миллионы.
Конкуренты или недоброжелатели иногда предают гласности отдельные элементы неприглядного бытия высшего чиновничества. Как правило, последствий это не имеет. Ведь среди привилегий и полная безнаказанность. О чем свидетельствует хотя бы избавление от ответственности родственников высших чиновников, которые попадают в дорожные аварии.
Сын теперь уже бывшего министра обороны сбил 69-летнюю женщину. Она умерла. Главное управление внутренних дел сообщило, что сын министра «не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода». Тогда в обществе звучало много разгневанных голосов, и власть имущие из этой истории извлекли урок: главное, чтобы никто ничего не узнал. И вот читаем в «МК», какие титанические усилия предприняло МВД, дабы скрыть аварию с участием жены министра, когда погибли двое…
Подобное происходит везде и всегда? Нет, такой аморальности нет в странах, с которыми мы себя обыкновенно сравниваем и которые ненавидим. Понятно почему: неприятно сознавать, что кто-то ведет себя иначе.
Когда президентом США был Джордж Буш-младший, его дочери попали в полицию. Вот отчет патрульного: «Когда мы с напарником приехали в ресторан, менеджер объяснил, что позвонил из-за блондинки, которая сидела возле бара. Когда мы подошли, чтобы поговорить с девушкой, меня остановил человек и представился агентом секретной службы. Выяснилось, что имя девушки — Дженна Буш. Мы объяснили агенту, что нас вызвали, потому что есть подозрение, что девушка при покупке спиртного предъявила фальшивые документы. Агенты секретной службы не стали вмешиваться».
Девушки заказали коктейль «Маргарита» и текилу. Официантка обратила внимание, что Дженна Буш слишком молода, и попросила предъявить водительское удостоверение. Та показала — чужое. Официантка это увидела и сообщила менеджеру. Тот позвонил в полицию. Дочь президента на месяц лишили прав, и она заплатила штраф в шестьсот долларов. За незаконное употребление спиртных напитков ей с сестрой пришлось посещать курсы по борьбе с алкоголизмом.
Что в этой истории поучительного?
Первое. У нас тоже запрещено продавать спиртное несовершеннолетним, но эта норма — пустой звук. А там бармен повел себя строго в соответствии с законом, понимая, что иначе он сам совершит правонарушение и будет наказан.
Второе. Менеджер вызвал полицию, и полиция сразу приехала! Хотя речь шла о незначительном правонарушении.
Третье. Детей главы государства охраняют. Но охранники не стали вмешиваться, потому что не должны отмазывать его детей, раз они совершили правонарушение. Если бы из администрации стали звонить в полицию и суд, это закончилось бы скандалом, который больно бы ударил по репутации Белого дома.
Как говорили в советские времена, два мира — две системы.
А наша машина пропаганды исходит пеной у рта, доказывая вредоносность западного мира, его безнравственность. И руководят этой кампанией люди, которые чуть ли не поголовно отправили детей за границу и платят огромные деньги за их образование в частных учебных заведениях от Лондона до Женевы.
Когда британский премьер-министр Тони Блэр отдал сына в формально государственную, но фактически привилегированную школу, его сильно критиковали: почему глава правительства считает возможным пользоваться своим положением? Еще больше главе правительства досталось через несколько лет. В центре Лондона женщина увидела валявшегося на земле молодого человека. Вызвала «скорую». Приехала и полиция. Парень бормотал, что они с приятелем выпили, отмечая сдачу экзаменов. Полиция забрала его в участок. Увидев документы, сержант спросил: «Постойте-ка, вы не сын Тони Блэра?»
Через пятнадцать минут информационный отдел газеты «Сан» уже знал, что шестнадцатилетний сын премьер-министра арестован. Об этом узнала вся страна. Отец находился на партийной конференции. Выступая, едва не расплакался: «Мой сын не единственный юноша, который отмечал сдачу экзаменов. Не он один веселился слишком усердно. Но он единственный, о ком рассказывают все газеты и телевидение. Для меня это не лучший день в жизни. Возглавлять правительство — это трудная работа. Но быть отцом еще сложнее. И не всегда ты на высоте. Мой сын — хороший парень, и мы преодолеем этот эпизод. У нас крепкая семья».
Этот эпизод не повредил Блэру. Люди увидели, что премьер-министр не отрицает очевидное, не пытается скрыть неприглядное. Признал, что у него такие же проблемы, как и у других родителей.
Чужой опыт — всего лишь свидетельство того, как можно устроить собственную жизнь. И очень плохо, что мы им не пользуемся.