О деталях этой истории «МК» рассказал глава президентского Совета по правам человека Михаил ФЕДОТОВ.
— Михаил Александрович, вы ожидали негативной реакции президента Медведева?
— Мы ожидали, что будет реакция, но какая — не могли предположить. Он отреагировал, написал примерно следующее: «Не понимаю, почему президент должен помиловать человека, который к нему за этим не обращался».
— Вы разочарованы таким ответом?
— Нет. Это нормальный рабочий момент. Мы находимся с президентом в постоянном диалоге, и то, что произошло, — нормальная стадия этого диалога. Дмитрий Медведев не согласился с доводами наших экспертов. Прекрасно! Мы будем искать новые аргументы. У нас будут возможности общения с президентом в разных форматах: это и моя с ним встреча, и встреча президента с Советом, где вопрос может быть поднят вновь. И более того, я думаю, что в данном случае президент может обратиться в Конституционный суд, чтобы тот дал свое толкование соответствующих норм Конституции: может глава государства помиловать любого, кого считает нужным, или должен ждать, когда к нему обратятся с ходатайством.
— Какова международная практика?
— Разная. Во многих конституциях есть право главы государства осуществлять помилование, при этом о праве осужденного просить помилования ничего не написано. Мое мнение и мнение моих уважаемых коллег-конституционалистов таково, что эти права не связаны между собой. У нас в Конституции помилование упоминается несколько раз: во-первых, как право осужденного просить о помиловании, и во-вторых, как право президента миловать. Вопрос: если осужденный попросил о помиловании, это к чему-нибудь обязывает президента или нет? Он не обязан миловать. Значит, отсутствует правовая связь между этими двумя институтами.
— Вы свое предложение вносили в связи с делом Ходорковского?
— Напрямую с Ходорковским это не связано. Но идея о том, что нам необходимо уточнить процедуру помилования, действительно возникла, когда Совет проводил работу по подготовке экспертного заключения, связанного с делом Ходорковского и Лебедева. К работе над экспертным заключением о правовом содержании института помилования мы привлекли десять ведущих ученых в области конституционного права. Первым документ подписал завкафедрой конституционного права МГУ профессор Сурен Авакьян, который является крупнейшим российским специалистом, просто номером один.
— Если бы президент не поставил отрицательную резолюцию, к кому бы он мог применить предлагаемую вами норму?
— К кому угодно, к кому сочтет нужным. Более того, я считаю, что та позиция, которая была изложена нашими учеными, не только аргументированна, но и чисто политически, прагматически может быть очень полезна. Всегда могут возникать ситуации, когда для главы государства политически выгодно быстро кого-то помиловать. Это может быть сильным инструментом в руках президента.