— Сколько депутатов имеют право на получение служебного жилья?
— Картина такова. К нам в комитет поступило 130 предварительно прошедших через обсуждение во фракциях заявок, все они переданы в Управление делами президента. Если посмотреть по партийному составу, чуть больше 50% из них — от единороссов, около 20% — от элдэпээровцев и примерно по 15% — от коммунистов и справороссов. Но это не окончательные данные. Во-первых, мы уже знаем, что некоторым депутатам Управление делами президента откажет: при детальном изучении документов выяснилось, что они не вправе претендовать на служебное жилье, потому что имеют квартиры в Москве. Кроме того, не все депутаты до сих пор сдали нам всю документацию, необходимую для получения квартиры.
— Может, им квартира и не нужна?
— Может, и не нужна. А может, просто неоперативно собирают документы. Нужно же представить справки из региона — о составе семьи, о льготах, положенных по закону. Иногда бывают и такие ситуации: депутат — из Подмосковья или другого близлежащего региона, у него там жилье, формально он имеет право на служебную квартиру, но сначала решил, что лучше будет ездить каждый день на работу. Поездил и передумал... У нас в комитете уже лежит просьба от одной из фракций с просьбой выделить несколько квартир дополнительно, хотя все сроки прошли. И такое будет наверняка повторяться.
— «Припоздавших» много?
— Около 10 человек.
— Из тех, кто документы уже сдал, кто-то въехал в дом на Улофа Пальме?
— Все по-прежнему живут в гостиницах. Но мне подтвердили, что 30 ордеров на вселение выписаны, депутатам остается пойти и забрать ключи. В ближайшие дни будет подписано еще около 40 ордеров.
— Но это же не все!
— Не все. Но и оставшиеся в самое ближайшее время будут оформлены. Понимаете, это же не бывает как по щелчку пальцев! Пришел, например, человек, принес документы. Ему говорят: у вас того-то и того-то не хватает. Опять приходится ехать к себе в регион, а это требует времени. Ведь с этим депутат сталкивается впервые, и помощники у них далеко не всегда опытные.
— Правда ли, что проблема с заселением вызвана тем, что вовремя не закончен косметический ремонт квартир в доме на Улофа Пальме?
— Нет. 120 квартир уже отремонтированы, и этого в принципе хватило бы, чтобы заселить практически всех. Проблема в первую очередь в задержке с проверкой документов и их оформлением.
— Но проживание депутатов в гостиницах сверх положенного законом срока — это же дополнительные расходы бюджета...
— Допрасходов не будет, так как на эти цели были заложены достаточные средства. При формировании в 2011 году бюджета на 2012 год нельзя было точно спрогнозировать, какое количество депутатов будет претендовать на жилье. Кроме того, около 20 депутатов, имеющих право на гостиницу, живут у родственников или знакомых.
— Все ли депутаты пятого созыва, не попавшие в Думу шестого созыва, освободили квартиры?
— Есть единичные случаи, когда бывшие депутаты не выезжают. По ним Управделами президента будет решать вопрос через суд. Но есть и ситуации, когда бывший депутат стал сенатором — и ему тоже положена служебная квартира из фонда Управделами президента, но в другом доме, и требуется переоформить документы. Или бывшие депутаты, которые перешли на работу в федеральные ведомства исполнительной власти — им тоже положено служебное жилье, но из фонда ведомства, и пока вопрос до конца не урегулирован...
МЕЖДУ ТЕМ
Пресс-секретарь Управделами президента Виктор ХРЕКОВ сообщил «МК», что подавать в суд на депутатов прошлого созыва, в срок не освободивших казенное жилье, никто пока не собирается: «Об этом речи не идет, массового характера явление не носит. Не съехали всего несколько человек, не больше 10». (По сведениям «МК», среди «вынужденных нарушителей» — ставшая сенатором от Кировской области Светлана Журова.)
По мнению г-на Хрекова, главная причина задержки с вселением депутатов, так сказать, «бумажная». Процедура работы с поступившими из нижней палаты заявками четко прописана: «У нас официальный срок рассмотрения документов, поступивших из Госдумы, — 1 месяц, но в 90% случаев мы срок этот сокращаем. Главное, что нужно проверить — нет ли собственного жилья в Москве у депутатов или их близких родственников и есть ли основания для выделения квартиры именно такой площади. Потом готовится приказ, он подписывается Управляющим делами, оформляется „выписка из приказа“ (то, что раньше называлось ордером), депутат с ней идет в Дирекцию по эксплуатации жилищного фонда и заключает договор социального найма. После этого можно идти и получать ключи...»
Как признают сами депутаты, иногда процесс затягивает непонимание народными избранниками-новичками пределов своих прав. Например, иногда представители северокавказских республик, привыкшие жить большими и очень большими семьями, хотят перевезти в столицу родственников чуть ли не до пятого колена, и приходится им объяснять, что по закону это невозможно. А иногда депутаты в заявке указывают даже номер квартиры, в которой хотят жить, — кто-то из коллег посоветовал: мол, вид хороший. И с ними приходится объясняться...