С 1998 года в Британии были приняты директивы для учителей, которые регламентировали время, отводимое учащимся под выполнение домашних заданий. Учащиеся в возрасте от пяти до семи лет должны были тратить на выполнение домашних заданий не более часа в неделю. Для учеников от семи до десяти лет норма возрастала до получаса в день, для 11—13-летних — от 45 минут до полутора часов. Школьники в возрасте от 14 до 16 лет должны были тратить на домашнюю работу до двух с половиной часов.
Отныне вопрос о необходимом объеме домашнего задания будет отдан на откуп школам. «Мы доверяем директорам школ самим определять их политику в данном вопросе, — цитирует The Telegraph пресс-секретаря министерства образования. — Они лучше знают своих учеников и должны быть свободны в решениях». Отмена ранее действовавших норм связана с жалобами учеников и их родителей.
У нововведения появились и противники среди педагогов. Так, бывший школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает их опасными, поскольку школы могут в действительности уменьшить объем работы на дому.
Чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира — тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане.
По словам наших педагогов, такой подход имеет свои плюсы и минусы.
— Во многих западных школах создается единое образовательное пространство, где школьник проходит курсы в своем собственном режиме. Если он способен изучить дисциплину за месяц, а не за семестр, то это только плюс. Это правильно — не создавать общих жестких рамок, но, с другой стороны, нормы существуют, чтобы дети не переутомлялись. И в нашей стране эти СанПины научно обоснованны, — говорит директор одной из прогрессивных московских школ № 1581 Анна Мехед.
Сегодня в России для младших классов предел достигает порядка сорока минут на все уроки, для старших — полутора часов на каждую дисциплину. Но при всей загруженности дети довольно часто не вписываются в эти рамки.
— Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим стоит ввести профильную систему. Когда по основным, то есть профильным предметам будет задаваться задание, а по дополнительным — нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно, — высказывает свое мнение директор школы № 1981 Александр Чермошенцев.