Комиссия по вопросам градостроительной деятельности собралась, чтобы суммировать итоги трех заседаний своей рабочей группы, каждое из которых длилось около 5 часов. Столь напряженный регламент напугал не только некоторых рядовых участников, чьи кресла остались пустыми, но и председателя комиссии Марата Хуснуллина. Вместо него с историческими постройками разбирался глава департамента культурного наследия Александр Кибовский. Всего эксперты рассмотрели порядка 20 вопросов и определили судьбу 77 сооружений.
Без особых дискуссий комиссия согласовала снос большинства строений завода «Красная Пресня», где город планирует возвести 46 тыс. кв. м жилья для переселения квартала «Камушки», двух школ довоенной постройки и нескольких зданий в ЦАО, от которых в лучшем случае остались одни стены. Гораздо сложнее оказались вопросы, связанные с расчисткой территории под сооружение второго выхода из метро «Бауманская», сносом исторического дома на Остоженке и строительством энергоэффективного офиса Всемирного фонда охраны природы в Таганском районе (ул. Николоямская, 19, стр. 3). Как заявил Кибовский, комиссия должна стремиться к принятию единогласных решений, а если появляются возражения, то лучше еще раз подумать. Поэтому проект развития станции метрополитена, предусматривающий утрату части особняка
Вторая часть заседания комиссии была посвящена постановке на учет вновь выявленных объектов культурного наследия. О каждом из них, за исключением недавно построенной гостиницы «Москва», с пылом и жаром доложил Борис Пастернак. Дом купца Быкова, по его словам, является одним из интереснейших образцов модерна в Москве и последним шедевром Льва Кекушева, комплекс Центрального аэрогидродинамического института знаменит своим ангаром с уникальными фермами, Пассаж Попова на Кузнецком Мосту насыщен декором XIX века, а Главный выставочный павильон имеет форму самолета, что само по себе удивительно. Кроме того, эксперты единогласно проголосовали за присвоение статуса памятника «Расстрельному дому» на Никольской улице, в основе которого находятся палаты XVIII века. Г-н Кибовский подчеркнул, что с пользователями и владельцами зданий уже проведена разъяснительная работа: все без исключения дали согласие провести научную реставрацию. А вот гостинице «Москва» не повезло. Члены комиссии приняли решение исключить ее из реестра вновь выявленных объектов культурного наследия. «Конечно, это новодел, а никакой не памятник», — без обсуждения резюмировал Кибовский. Тем не менее гостиница все-таки получит статус ценного градоформирующего объекта, поскольку она «формирует облик Манежной площади».