— Владимир Борисович, вы руководили Информационно-аналитическим центром Департамента образования Москвы и имеете опыт внедрения инноваций в столице. Теперь будете распространять его в масштабах России?
— В Москве и правда накоплен огромный опыт: только за время моей работы были запущены IT-проекты по внедрению электронных журналов и пластиковых карт для школьников, возникли новые подходы к профориентации и работе центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Задача АСИ — поиск лучших практик и создание условий для их тиражирования по всей стране. И в этом смысле моя нынешняя работа — логичное продолжение прежней. Другая наша задача — помогать лидерам-инноваторам, в том числе прорываться через административные барьеры.
— Прорыв будет нелегким: бюрократы у нас — большая сила...
— Да, одно из основных препятствий — барьер сознания! Даже в таких регионах, как Москва, где есть поддержка и понимание верхнего уровня власти, реализовать проекты довольно сложно. Идеи буквально увязают на среднем слое управленцев! Главная мотивация многих из них — освоение бюджетных средств, выделенных на госзакупки. А то, что все же удалось, потом оказывается ненужным. Зачем далеко ходить, Инновационный суперцентр Департамента образования Москвы, опыт которого уникален, не получает должного внимания, ряд социальных проектов перезапускается с нуля. Удивительное дело: в свое время система электронных журналов и дневников была оплачена бюджетом и внедрена в половине московских школ, где в нее завели массу данных. То же и с электронными картами учащихся, введенными в 350 школах. Сегодня витает идея переписать их по новой, тратя новые средства и время.
— С электронными журналами и дневниками не все так просто. Параллельно с ними московских учителей заставляют заполнять бумажные. При этом компьютеров в школах не хватает. И педагоги готовят инновационную документацию дома по ночам. Естественно, они отчаянно сопротивляются такой «модернизации»!
— Типичный пример! Ситуация обсуждалась еще год назад, тогда же давались поручения президента. Но благие посылы «сверху» завязли где-то в ведомствах, а вопрос так и не решился. Кстати, в Москве много делается для приобретения компьютеров для школ. Проблема в другом: насколько соблюдается баланс распределения новой техники — что направлять в классы, а что оставлять в учительских. И еще одно: все, что касается информатики, у нас абсолютно закрыто: общественной экспертизы нет, а решения зачастую принимает рядовой клерк, не способный мыслить стратегически. Вот и выходит: на создание электронных услуг тратятся огромные суммы, а реального продукта люди не получают.
— А что с электронными очередями в детские сады и в первые классы?
— Идея хорошая. Но смущает, что логику в компьютерных системах у нас диктуют опять же не те, кто работает с людьми и отвечает за суть услуги, а в данном случае айтишники — специалисты по технике и программам. Бюджет также находится у них, и под прикрытием необходимости снижения издержек система работает не на людей, а на себя. К примеру, очереди в детские сады по нескольку раз меняют алгоритм, и те, кто возглавлял списки, оказываются в хвосте. Итог — социальное напряжение.
Думаю, к оказанию социальных услуг надо привлекать некоммерческие организации и бизнес, а не замыкаться на бюрократической госсистеме. Полезнее использовать механизмы закупки услуги, а не строительства инфраструктуры, механизмы концессии. Для государства ведь не самоцель — поддерживать нынешний астрономический по затратам бюджетный сектор. Его цель — чтобы граждане получали качественную услугу.
Например, можно решить проблему очередей в детские сады путем создания семейных и частных детсадов. Мы сейчас плотно работаем с Минздравсоцразвития и Минобром по модельной программе развития негосударственного дошкольного образования.
— Но ведь услуги тогда станут платными. А это залог еще большего недовольства!
— Ничего подобного! Если вместо неповоротливых госструктур государство в тех же объемах будет дотировать негосударственные, для населения они останутся бесплатными. Речь ведь не о том, чтобы поменять государственные детские сады на частные, а чтобы дать возможность создать дополнительно новые и современные, если нынешних не хватает или их качество не выдерживает критики. И самое главное, есть люди, готовые за это взяться. Есть успешные проекты.
Я уже говорил про Москву. Здесь есть успешные инициативы, которые хорошо было бы множить — да те же НТТМ, профориентация, модернизация парков. В этом аспекте Агентство видит большую перспективу работы со столичными департаментами. Заммэра по экономике Андрей Шаронов, насколько я знаю, тоже сторонник новых подходов и инициатив в социальной сфере.
— А идею перехода на электронные учебники тоже поддержите?
— Идею неоднократно пытались реализовать: жалко же детей, таскающих тяжелые ранцы! Но массовой технологической апробации таких учебников пока не было. В 2012 году Роснано запускает их выпуск: появятся первые 50 тысяч. Но процесс идет медленно: слишком уж много у него, скажем так, «несторонников» во главе с полиграфистами. Сейчас нужна массовая апробация. Кроме того, насколько я понимаю, через год-два будут цветные версии электронных учебников, которые не вредны для глаз.
— Кто «клиенты» «социальных направлений» АСИ? Кому вы помогаете с проектами?
— Есть несколько социально активных групп. Первая — некоммерческие организации, готовые оказывать населению социальные услуги, но лишенные возможности вписаться в систему, заточенную под бюджетные организации, сметное финансирование, госзаказ и субсидии. Вторая — бизнес (преимущественно средний), готовый строить больше частных детских садов, школ, домов престарелых не из соображений сверхнаживы, а для развития социальной сферы. Они сталкиваются со сложностями: площадку под строительство не найдешь, кредит не получишь, участие в бюджетном конкурсе проблематично, да еще и СанПиНы мешают. Решением этих проблем мы и занимаемся. Вот на ближайший наблюдательный совет выносим рекомендацию, как стимулировать в регионах взрывной рост вариативного дошкольного образования: досуговых центров, надомных, негосударственных садиков. Кстати, благодаря нашему вмешательству часть ограничений, служивших помехой, в том числе по СанПиНам, будут сняты (разумный контроль, понятно, останется). Наконец, есть группа лидеров, работающих в бюджетных организациях и практически лишенных социального лифта. И АСИ создает каналы, по которым инициатива людей может развиваться дальше. Например, очень перспективно создание многофункциональных центров дополнительного образования. В Центральном округе Москвы был открыт центр, работающий параллельно с детьми и с пенсионерами. Привела бабушка ребенка на кружок, и, пока его ждет, занимается сама на курсах по шитью или, если хотите, Интернету. Людям нравится — значит, тоже надо тиражировать.