Начать программу было решено рядом с Красной площадью. Активисты ФАР хотели сделать несколько снимков своих автомобилей на фоне Кремля, а заодно выявить первых нарушителей правил движения. Как и следовало ожидать, сопротивление со стороны властей последовало почти сразу же.
— С какой целью вы здесь остановились и что собираетесь снимать? — спросил «патрульных» подошедший сотрудник ФСО.
В ответ лидер ФАР Сергей Канаев начал объяснять, что здесь проходит старт общественной программы по контролю за дорожным движением. Главная цель — всего лишь сфотографировать автомобили. Да и вообще, наш президент и премьер много раз призывали граждан помогать в пресечении разного рода нарушений.
Ссылка на тандем не сработала.
— А бумаги у вас какие-нибудь есть?
Г-н Канаев продемонстрировал приказ главы столичного ГИБДД Александра Ильина. В документе указывалось, что дорожная полиция одобряет деятельность ФАР по осуществлению общественного контроля. И лично полковник Ильин желает, чтобы активисты помогали находить нарушителей и среди сотрудников ГИБДД.
— Мне ваш Ильин не указ. У нас тут своя особая территория, ей занимается наша служба. По этой простой причине будьте добры отсюда уехать со своими автомобилями. Фотографировать запрещено.
Фаровцы сели в машины и поехали в другое место.
— Сейчас в наших автомобилях установлены видеорегистраторы, есть обычные камеры и навигаторы, — говорит Сергей Канаев. — Пока этого достаточно, чтобы выявлять нарушения ПДД. Мы можем запечатлеть выезды на встречку, пересечение сплошной. В будущем планируется установить в машинах радар, алкотестер и средства для проверки качества бензина. Для работы будем выбирать места около крупных трасс в самом центре. Далеко за примерами ходить не придется. Возьмем тот же Васильевский спуск. Пока шла разборка с ФСОшником, мимо нас проехало несколько десятков нарушителей. Все они пересекли сплошную полосу, а половина из них до того еще и на встречку выехала. Экипаж ДПС, который там дежурил, при этом ничего не предпринял.
На «патрульных» автомобилях написан телефон доверия ФАР. Активисты говорят, что по нему любой желающий может сообщить о чьем-либо нарушении правил движения. Естественно, что все сигналы должны быть подкреплены фотодоказательствами. Каждую неделю информация, собранная «гражданским патрулем», выкладывается в Интернете на сайте ФАР. Кроме того, ее отправляют в ГИБДД.