Героической смертью пал сервер сразу нескольких школ в СВАО Москвы. Учреждения, на свою беду, решили соригинальничать и отказались присоединяться к городской информационной системе — ГШИС, где хранятся данные от большинства столичных школ.
— Каждое учреждение выбирает свой вариант, — рассказывает Дмитрий Болотов, заместитель директора окружного методического центра при Управлении образования СВАО. — В школе устанавливается свой сервер или она может пользоваться услугами различных компаний. Можно подключиться и к централизованной системе Департамента образования — таких большинство.
Видимо, именно функция «тотал контроль» прельстила пять школ в Ростокино и Отрадном: помимо оценок в журнале хранилось и множество других данных. Например, о том, кто и когда прогулял уроки, какое задание дали на дом и чьих родителей вызывают на ковер к директору. Радости школьников не было предела, когда буквально за неделю до окончания четверти весь компромат неожиданно исчез!
— У нас на сервере просто временные сбои, — самая распространенная «отмазка» директоров. — В самое ближайшее время неполадки устранят, вы сможете зайти на сайт и посмотреть все необходимое.
Теоретически восстановить оценки просто: школы обязаны вести еще и бумажный журнал в дополнение к электронному.
Но в трех школах из пяти этот документ игнорировали в той или иной степени, и учителя теперь восстанавливают оценки, сверяясь с воспоминаниями и записями в собственных тетрадочках.
— Школы должны вести бумажный журнал как минимум до Нового года, — поясняет Дмитрий Болотов. — В переходный период учителя только учатся обращаться с системой, и ошибки неизбежны. Поэтому каждые две недели необходимо делать резервное сохранение. К тому же школы не переходят на электронный журнал полностью: сперва это внедряется в нескольких классах.
Частоту сохранений определяет компания, которая предоставляет школе услуги. Но некоторые учителя до сих пор не отказались от старой русской привычки делать все в последний момент. Поэтому из базы данных мистически испарились отметки за все четвертные контрольные, а две школы потеряли вообще всю информацию по нескольким параллелям с начала учебного года.
— Мы сперва не могли попасть на сайт, — радуется шестиклассник Артем Шмельков. — Потом все последние оценки за месяц исчезли. Так что я идеальный ученик: ни прогулов, ни опозданий, ни замечаний!
Часть подозрений падает на старшеклассников: чтобы разобраться с сервером, особые таланты не нужны. С другой стороны, неотработанная до конца система могла накрыться медным тазом и сама по себе, без малейших усилий со стороны. Но все-таки скорее всего в случившемся виноваты сами родители: повышенный интерес к оценкам в конце четверти и участившиеся запросы обернулись тем, что хакеры зовут DDOS-атакой. В переводе на человеческий язык, сервер не справился с количеством запросов и улегся отдохнуть, попутно забыв все последние данные как страшный сон.
С другой стороны, если подобная неприятность случится с общегородской системой, то скрипеть зубами будет большинство столичных школ. Так что окончательно провозглашать торжество технологий пока рановато: бумажный журнал еще долго будет оставаться истиной в последней инстанции. А чтобы ученики не «сжигали» базу данных со всем содержимым, чиновникам придется засесть за учебники по компьютерной безопасности и продумать дополнительные методы защиты от юных хакеров.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
— Люди должны осознавать, что они учатся ради знаний, а не оценок. И чтобы избежать махинаций в школах, мы можем взять на вооружение вузовскую систему: разрешить пересдавать экзамены и растянуть их во времени. Тогда учащийся не будет нервничать по поводу отметки, зная, что он всегда может прийти на пересдачу. Также можно говорить о создании портфолио ученика, в котором будет отражаться полная картина успеваемости, а не отдельные оценки.