— Какие новшества ждут школьников и учителей в этом году?
— Мы переходим на новый федеральный стандарт образования и, согласно новым правилам, проводим общую модернизацию школьной системы. Всего на эти цели в этом году уйдет более 5 млрд. рублей, и это не считая федеральных денег. В этом году в области большой прирост первоклассников — 6%, хотя мы прогнозировали только 2%, и именно их классы мы решили максимально переоборудовать. Так, например, в ближайшее время в школы Московской области поступят 3200 комплектов аппаратно-программных комплексов для учителей и 900 наборов лабораторного оборудования для учеников 947 первых классов. Мы очень подробно изучали, что есть на современном рынке школьного оборудования, и закупили несколько комплектов на выбор. Например, некоторые классы мы переоборудуем таким образом, что уроки химии, физики, биологии можно будет показывать в 3D. И это, конечно, будут уже совсем другие уроки: дети на них гораздо больше вовлечены в процесс обучения. Можно оборудовать в школах виртуальные телестудии. Для первоклашек мы в большей степени стараемся покупать что-то современное, потому что надо понимать: это не те дети, которые в первый раз увидели ручку и учебник, — это новое поколение, и многие уже прекрасно разбираются в мобильных телефонах и компьютерах. А ведь их тоже надо удивлять. Есть одна система, которую наши новые первоклашки очень полюбили, — это специальный светофор, который меряет уровень шума в классе. Я сама видела, как малыши, увидев, что светофор красный, начинают затихать и цыкать друг на друга.
Что касается учителей, они продолжат получать специальные электронные системы учета пробелов знаний — там можно видеть маркированные уроки ученика десятого класса, которые он пропустил, например, в седьмом. Для детей продолжаем закупать электронные дневники, нетбуки. Основные поставки оборудования в школы запланированы на конец текущей и начало следующей четверти. Это переоснащение — новый этап в модернизации образования, и мы его, конечно, продолжим.
— По СанПинам, которые недавно вступили в силу, предполагается, что в классе должно учиться 25 человек, между тем на практике учащихся намного больше. Как вы будете решать эту проблему: сокращать классы или оставлять детей доучиваться?
— Это сложный вопрос, и мы начали над ним работать еще до вступления в силу этих СанПинов. Действительно, у нас часто бывает больше учеников, а часто бывает и меньше. В первом случае мы всегда пытаемся дать ребенку доучиться в классе, разговариваем с родителями и идем на всяческие компромиссы. Во втором случае немного сложнее. Для удобства родителей мы стараемся сохранять малокомплектные школы — они у нас в основном в сельской местности. Сейчас таких школ в Подмосковье 124, и на их поддержку в этом году мы выделили больше 700 млн. рублей. Конечно, лучше всего, если ребенок ходит в школу рядом с домом, — так ему и режим легче планировать, и каких-то рисков можно избежать. Мы стараемся дать детям доучиться в сельских школах хотя бы в начальных классах. А потом все же пытаемся разговаривать с родителями, возим их в более качественную, так называемую базовую школу, где более современное оборудование, показываем классы. И, как правило, родители соглашаются перевести детей, тем более сейчас мы постоянно закупаем для сельских школьников автобусы, что очень удобно.
— Наиболее острая проблема в системе образования сейчас касается нехватки детских садов; как решается эта проблема?
— Сейчас в области быстрыми темпами ведется строительство высотных микрорайонов, а между тем четкого механизма, как привлечь средства застройщика для социальной инфраструктуры — детских садов прежде всего, — попросту нет. Отсюда и проблемы. Некоторые муниципалитеты как-то выходят из этой ситуации, договариваются с бизнесменами, а некоторые или не хотят, или не могут, а мы имеем то, что имеем: огромные очереди, прежде всего в городах-спутниках типа Красногорска, Балашихи, Мытищ. Сейчас создание новых мест в садиках мы сделали приоритетной задачей для всех муниципальных образований, кто имеет такие проблемы. Губернатор в этом году выделил 850 млн. рублей для переоборудования детсадов: некоторые стояли готовые, но без внутреннего оборудования, и мы их сдали, некоторые нуждались в ремонте, их тоже доделали. Всего до конца года мы планируем открыть 30 новых садиков — это 14 000 мест, а всего через возврат в систему образования мы планируем получить 450 детских садов.
— Между тем даже в бесплатных садиках сейчас часто требуют деньги на содержание детей, а в школах, несмотря на огромные выделенные на образование средства, родителям все еще приходится покупать учебники. За что вообще нужно платить в детских учреждениях?
— Родители могут платить за какие-то дополнительные услуги, за ремонт, покупать новое оборудование — только если они сами этого хотят. Правило распространяется и на сады, и на школы. Что касается учебников — да, конечно, хотелось бы, чтобы они были бесплатными. Но пока, к сожалению, ни в нашем регионе, ни в каком-либо другом в России этого сделать невозможно. Мы регулярно выделяем деньги на учебные пособия, а в 2012 году они будут увеличены вдвое. Но пока бесплатно учебники выдаются в основном детям социально защищенных категорий, и для этого мы регулярно пополняем библиотеки. И если кому-то не досталась книга или что-то еще, с просьбой помочь можно всегда обратиться в наше министерство через электронную почту, например, — она указана на нашем сайте. Такие случаи очень редки, но я помню, например, нам написала письмо бабушка, которая одна воспитывала двоих детей. По ее словам, все у них было хорошо, пособия получали, но на свою зарплату она не могла купить детям компьютер, между тем у всех остальных в классе компьютеры были. Вот мы сели, подумали да и купили этой семье компьютер. То есть все вопросы решаются.
— Сейчас многие образовательные учреждения переходят на электронные дневники и даже на электронные портфели. В будущем электронные технологии станут стандартом для всех школ?
— В этом году технологии электронного дневника у нас продолжают отрабатывать 300 школ — для этого мы провели специальные обучающие семинары для учителей. Впрочем, бумажные версии тоже пока остаются и дублируют электронные. Родители очень удобно могут получить информацию через Интернет или СМС-сообщение. Эта услуга развивается и в рамках программы «Школьная карта», когда на одном электронном носителе у ребенка — и пропуск в школу, и информация об оценках, и счет для покупок в столовой, и данные о состоянии здоровья. Это очень удобно и современно, но я думаю, что книга из школы, да и вообще из нашей жизни все-таки не исчезнет, она просто займет свое место. Я часто бываю в книжных магазинах, и там всегда очень много молодежи, точно так же, как около Пушкинского музея очередь молодежи, которая хочет посмотреть Дали и Пикассо. Так что, я думаю, и в школах со временем наладится какой-то симбиоз между старыми технологиями и новыми.
— Деньги, которые область тратит на образование, все эти новые технологии — это действительно способствует улучшению учебного процесса или это просто дополнительный комфорт?
— Вы знаете, на первый взгляд, это очень простой вопрос, но это это только на первый взгляд. Как управленец я скажу: да, конечно, способствует. Но как учитель — а я долгое время работала учителем — я считаю, что модернизация, современные технологии — это все, конечно, очень хорошо и нужно. Но главным двигателем учебного процесса все равно остается личность учителя. Помню, как сама пыталась заинтересовать ребят, когда только пришла в школу. Я преподавала английский, и мой предмет тогда был интересен 1% детей, потому что за границу никто не ездил. И я пыталась заинтересовать их через труд, начала водить их в походы, ездить в поездки. И у нас такие выезды оказались общим интересом, потому что я была абсолютно домашним ребенком — папа мне всегда говорил: «В походы, Лида, ты будешь с мужем ходить». И я сумела их заинтересовать, приручить в хорошем смысле слова. И получилось это как раз через коллективный труд — мы ездили вместе на работы в колхоз «Борец», а заработанные деньги потом тратили на путешествия. Помню, однажды был сильный дождь, и я вышла в поле работать одна, никого с собой не звала. Тогда за мной вышел один мальчик, хулиган, и так серьезно сказал: «Лидия Николаевна, мы, конечно, потеряем функцию деторождения и приобретем менингит, но не позволим вам тут одной работать». И за ним по очереди все вышли. Профессию просто надо любить, надо любить детей. Я и сейчас знаю учителей, которые так работают. Очень талантливых трудовиков, которые могли бы стать краснодеревщиками и зарабатывать большие деньги, но они любят детей, любят свою работу и не уходят из школы. Мы недавно устраивали ярмарку изделий учащихся ПТУ — люди все раскупили. Труд сейчас все-таки незаслуженно забыт в школах, появилось много возможностей, связанных с современными технологиями, с проектной работой, а вот труд немного забыт. Между тем ребенок, который сам, своими руками что-то сделал, какую-то табуретку или полку для библиотеки, — он уже не будет ножом где-то там что-то вырезать.
И поэтому мы в рамках программы развития образования как-то пытаемся поддерживать учреждения, где дети не только учатся, но и трудятся. Есть у нас одно ПТУ в Дубне — там у них мясное подсобное хозяйство. Там директор все мечтал приобрести мясоперерабатывающий цех. И вот мы в этой программе ищем статью расходов под этот цех. Какой-то директор отпрашивался у меня с совещания, чтобы семян на рынке успеть купить. А в Серебряных Прудах у нас во всех школах — факультатив «сельское хозяйство». Девочки занимаются фермерством, мальчики работают на тракторах, каждая школа ухаживает за каким-то полем. И вы бы видели этих парней-трактористов — это совсем другие, просто замечательные ребята, которые умеют работать, умеют радоваться работе и ценить чужой труд! Да было бы больше денег, я бы в каждую сельскую школу по трактору купила! Они осенью собирают урожай, делают заготовки, пекут блины, пироги. И пьют только свежее молоко, свежий творог едят. И ведь это в том числе благодаря директорам, которые занимаются, поддерживают, развивают эти направления. Есть преподаватели, которые вообще делают что-то просто вопреки, по-другому не скажешь. Например, в одной школе у нас в Подмосковье совсем нет спортзала — так получилось, и уроки физкультуры там вести практически негде. Но там есть совершенно золотой учитель, который ведет три урока физкультуры в неделю! Находит условия, потому что есть большое желание работать, потому что любит своих детей. Поэтому инновации — конечно, хорошо, но без сильной личности учителя, без общей работы ребят, на которую этот учитель их может воодушевить, хорошего школьного образования у нас, конечно, не будет.