На Тверской улице за памятником Юрию Долгорукому прямо напротив мэрии стоит храм Космы и Дамиана в Шубине. В этом храме кормят обедами бездомных, бродяг и неимущих. Давно уже кормят — лет пятнадцать. Два раза в неделю — по средам и пятницам.
Бомжи и бродяги в эти дни с утра уже начинают собираться у дверей, а в храме тем временем идут приготовления: расставляются столы и лавки, кипят чайники, варятся сосиски и картофельное пюре.
Народу приходит так много, что в одну смену все поесть не успевают. Поэтому пока первые двести-триста человек трапезничают, оставшиеся двести-триста стоят в очереди на улице.
Двести бомжей под окнами мэрии — это, конечно, сильное зрелище. Грязные, больные, похмельные. Чешутся, ругаются. Бывает, и подерутся так, что ОМОН приходится вызывать.
Пятнадцать лет, однако, все это как-то терпели. Но нынешней весной терпение лопнуло. Зампрефекта Центрального округа попросил настоятеля храма отца Александра Борисова прекратить кормление бездомных, сославшись на жильцов соседних домов, которые жалуются, что в ожидании обеда бомжи моют ноги в фонтанчике, а это негигиенично и никак не украшает наш прекрасный город.
Летом кормление действительно прекратилось. Сначала говорили — до сентября. Но я заходила туда на этой неделе, бомжи сказали — нет, пока не кормят. Обещают теперь начать в октябре.
Кормят, не кормят, но бродяги возле храма есть всегда. У них там стоянка первобытного человека. Летом они остаются на ночь — спят на лавочках и на траве. Но когда холодно, рассасываются, конечно, по норам — по старым выселенным домам или, наоборот, строящимся.
Ареал обитания московских бродяг — центр города. Все они живут здесь, и если кто-то хочет их бесплатно кормить, то это тоже надо делать здесь, в центре, потому что в спальные районы им пешком не дойти и на общественном транспорте не доехать — денег-то у них нет.
Две городские благотворительные столовые, однако, организованы в недосягаемых далях — на Ярославском шоссе и Ижорской улице, практически на МКАДе, куда и с деньгами-то надо полдня добираться. Но именно эти столовые в представлении московских властей должны заменить бездомным питание, налаженное храмами в центре города.
Там все очень просто — в их представлении. Они представили — и все так и вышло.
В реальной жизни, однако, проблемы решаются иначе. Если властям не нравится, что бомжи трутся у них под окнами, нужно предложить такое место для их кормления, которое всех устроит — и власти, и храм, и самих бомжей. Найти подходящее здание — тоже в центре, но не под окнами — и передать его в бесплатную аренду храму. И все, проблема будет решена.
Проблемы-то на самом деле никакой нет. Есть реальность жизни: люди, по разным причинам оказавшиеся на дне. Они везде есть, но в больших городах их особенно много. Кому-то из них можно помочь. Кому-то — нельзя. Но здесь речь не об этом, а о том, что они всегда были и всегда будут. И верующие люди всегда их кормили и всегда будут кормить.
Это может нравиться или не нравиться, но так положено. Так заведено. И не надо рассуждать о том, правильно это или неправильно, красиво или некрасиво. Надо просто это делать или хотя бы помогать тому, кто делает.
А если не хочется ни делать, ни помогать, тогда не надо мешать.
Мэрия ведь и сама может переехать в другое здание, если ее не устраивает соседство с храмом Космы и Дамиана. И соседи, которые жалуются, что бомжи моют ноги в фонтане, — они тоже могут сменить квартиры.
Почему нет? Пожалуйста. Наше счастье в наших руках.