«Кладбища не было, но труп находили»
«Я рассказал зрителям, что дворец строила вся страна: здесь был сибирский лес, уральский мрамор, армянский туф и многое другое».
Борис БРУНОВ.
— Когда Брунов вышел на сцену, он понимал, что всех зрителей будет интересовать не столько концерт, сколько сам новый дворец, — рассказывает мой гид, директор и художественный руководитель ГКД, народный артист Петр Шаболтай. — Открытие Кремлевского дворца съездов стало громким событием для страны. Да что говорить, если специально для того, чтобы информировать советских граждан о ходе строительства, была создана целая газета (называлась «Ударная стройка»). Вырос дворец в рекордный срок — 15 месяцев, и к нему приложили руку специалисты почти всех союзных республик. Это был продуманный политический ход.
Принимал дворец сам Хрущев. Это вообще была его инициатива — построить на территории Кремля сооружение, где бы проходили съезды ЦК КПСС. Кстати, изначально новостройку предложили назвать здание съездов. Но Хрущев сказал: «Нет, не годится. Знаете что — дворец это, дворец!». До самого его открытия москвичи не знали точно, что у него внутри. Во время первого концерта Брунов со сцены прочитал монолог. Это была своего рода виртуальная экскурсия — на огромном экране демонстрировался киноролик, который провел зрителей по помещениям здания.
Но тогда Брунов многих секретов дворца не поведал, потому что сам их не знал. Только спустя годы автор проекта, инженер-конструктор Александр Кондратьев поделится некоторыми из них с коллегами. Оказывается, дворец изначально получился такой высокий, что торчал над Кремлевской стеной. Это считалось некорректным, что ли. И здание пришлось погрузить на 14 метров в землю (а это примерно 5 этажей современного дома).
— Первый ряд партера дворца находится ниже уровня земли на 6 метров, он как бы в подвале, — объясняет Шаболтай. — Но вы этого не ощущаете. Получается, что входите в фойе, попадаете в зал, по наклонному полу спускаетесь вниз, к сцене. К сведению, под зрительным залом размещается несколько этажей. Там располагается трансформаторная подстанция, которая позволит дворцу жить своей жизнью какое-то время даже после отключения электричества, камеры кондиционирования и многое другое.
И под всем этим спрятаны тайные ходы, которые, впрочем, давно не действуют. Археологи показывали мне фотографию, сделанную в 1959 году, во время строительства Государственного Кремлевского дворца. На ней запечатлен момент рытья котлована под новое здание, и отчетливо видно, что со стороны Кремлевской стены идет большой подземный ход, свод которого выложен белым камнем. Таких ходов было как минимум три, и вели они от Потешного дворца под великокняжеский, что на Дворцовой улице. Строительство нового дворца все эти ходы разрушило — их частично засыпало землей.
— А правда, что под зданием когда-то было древнее кладбище?
— Раскопки эту легенду не подтвердили, — говорит Шаболтай. — Да и ни в одном историческим документе о погосте речи не идет. Вряд ли кому-то вообще пришла бы в голову мысль хоронить в таком месте.
А вот небольшие (4 на 4) срубы XVI века, по словам сотрудников ГКД, здесь археологи находили. Причем вместе с останками живших в них людей. Даже обнаружили возле Нижнего Тайницкого сада один криминальный труп — молодого человека боярского рода пять веков назад убили ножом и спрятали в подвале… Вообще в Кремле все время идут раскопки, и все время археологи на что-то натыкаются.
— Президент может из Большого Кремлевского дворца, где расположен его кабинет, попасть в ГКД, не выходя на улицу? — спрашиваю у инженеров.
— Еще как может. И для этого под землю спускаться теперь не нужно. БКД и ГКД соединены между собой системой переходов. По ним попасть из одного дворца в другой можно даже быстрее, чем по улице. И президент обычно именно этим путем к нам и приходит.
ГКД — почти город, со множеством «улиц»-коридоров, «дворов»-фойе и «домов»-кабинетов. Только вдумайтесь — 800 помещений! Со мной здесь как-то курьезная история приключилась. Зашла на пресс-конференцию не через тот подъезд, заблудилась и больше часа пыталась потом выбраться. Лифты тут, оказалось, едут только на определенные этажи, которые друг с другом сообщения не имеют. А всего их… 23! При этом есть один гигантский подъемник, размером 8 на 3 метра, в который свободно заезжает машина. Вообще мне ГКД внутри напоминает лабиринт. И многие сотрудники здесь подчас теряются… Они точно знают лишь, как пробраться к своим кабинетам и обратно. В том числе для того, чтобы народ не плутал, на многие двери недавно установили электронные замки: теперь даже если захочешь, куда тебе не следует, не попадешь…
Сцена и душа
«Я сообщал зрителям, что в одну минуту могу показать им весь оркестр, который находится в оркестровой яме, и тут же делал знак, и оркестранты вместе со своими инструментами, пюпитрами плавно поднимались на уровень сцены. Да здравствует техника! Это появление оркестра тогда вызвало сумасшедший восторг».
Борис БРУНОВ.
По тем временам дворец действительно был оснащен просто фантастической техникой. Но к 2001 году, когда директором стал Шаболтай, она устарела. И Петр Михайлович затеял техническую революцию, которая закончилась только в этом году.
Итак, мы в святая святых ГКД — на сцене. Ее здесь все называют душой дворца. «Душа» широкая — на ней могут одновременно находиться до 1000 артистов. Точный размер — 40 на 23 метра. Когда стоишь на ней, кажется что ты в центре острова и на тебя надвигается неуправляемая стихия. В зрительном зале почти 6000 мест, и даже пустые кресла смотрятся пафосно. Возможности у сцены просто потрясающие, и не случайно она считается одной из лучших площадок в мире. Спускаюсь под сцену. Там огромная комната, напичканная всякими механизмами.
Оценить всю «начинку» под силу только профессионалам, но попробую нарисовать общую картину. Итак, 16 подъемно-опускных площадок, которые независимо друг от друга взлетают на любую высоту. На сцене круг диаметром 16 метров, вращающийся вокруг своей оси, 4 «полетных» устройства (чтобы артисты могли взмывать ввысь). Несколько люков-провалов (они обеспечивают неожиданные появления и исчезновения актеров). Передвижной стол президиума на 23 места в сложенном виде под зрительным залом (во время форумов и конгрессов специальный механизм выдвигает и разбирает его)… Проще, наверное, сказать, чего на этой сцене и под ней нет.
— Но главная наша гордость — акустика и свет, — уверяет мой гид. — Вот, к примеру, здесь есть уникальная система смешения цветов. По бокам 10 телескопических башен. Вверху 7 софитов, на каждом из которых 64 световых прибора с изменяемым цветом и шириной луча. А вообще у нашей сцены есть светодиодная «одежда»: 14 полотен размером 5 на 10 метров.
В боковых карманах сцены меня потрясают огромные сейфы. Оказывается, это для декораций. А занавес, как объясняют специалисты, огнестойкий — он не вспыхнет, даже если на сцене развести огромный костер.
На сцене даже ночью кипит жизнь. Перед концертами с 23 часов сюда завозят декорации и оборудование, начинают работать монтажники. А вот артистам ночью здесь (в отличие от других театров и концертных площадок) репетировать запрещено. Считается, что перед выступлением они должны выспаться и набраться сил.
Сзади сцены — артистическое фойе. Здесь артисты готовятся к своему выходу. Кругом экраны, и они наблюдают за тем, что происходит на сцене в режиме онлайн.
— Сколько выдающихся людей стояло на этой сцене! — говорит Шаболтай. — А когда указом Бориса Ельцина был пересмотрен статус дворца, мы смогли расширить репертуар. Если до этого здесь было представлено только высокое искусство, то после ГКД стал демократичным. И здесь смогли выступать артисты-эстрадники, которым это раньше и не снилось.
СПРАВКА "МК"
На сцене ГКД выступали Лучано Паваротти, Тина Тернер, Стинг, Патрисия Каас, Пласидо Доминго и др.
Пирожное для балерины
— Вот эта, первая слева, любимая гримерка Иосифа Кобзона, а эта — Стаса Михайлова, — объясняют сотрудники. Убранство стандартное: столик с зеркалом, стулья, диванчик. А вообще в ГКД есть гримерки поскромнее, есть пошикарнее, для знаменитостей. Но никто из артистов из-за них никогда не ссорится. В ГКД такая атмосфера, что выяснять отношения никому в голову не приходит…
Я оказываюсь в «мозговом центре» Кремлевского дворца. Так здесь называют репертуарно-творческое управление, где происходит весь процесс подготовки мероприятий. В нем работают редакторы, которые организуют все концертные программы, обзванивают артистов, договариваются о репетициях и т.д.
Идем дальше. Вообще все помещения, расположенные со 2-го по 6-й этаж, как бы располагаются вокруг сцены и зрительного зала, которые занимают весь центр Кремлевского дворца и уходят вверх. Отсюда особенности планировки. Все комнаты очень похожи друг на друга. А вот и репетиционные балетные залы. Когда то, 50 лет назад, первой балериной, вышедшей на новую сцену «кремлевки», была Майя Плисецкая. Она танцевала главную партию в «Лебедином озере». На этой же сцене легендарная балерина отмечала свой юбилей.
Балетный класс располагается на третьем этаже. На одной половине занимается женская труппа, на другой — мужская. Вместе репетируют только отдельные сюжеты, так что парни и девушки видятся редко.
— Капризный народ балерины и балеруны? — интересуюсь у зам. директора театра «Кремлевский балет» Сергея Полякова.
— Я бы не сказал. Тем более у нас ребята не «зазвездившиеся». Они, с одной стороны, умеют себя показать, с другой — понимают, что слава у них еще впереди. У нас одна беда: молодежь иной раз перекупают.
— Всегда хотела узнать, сколько кремлевская балерина получает…
— Так это кремлевская тайна! (Смеется.) Ну вам открою ее — около 30 тысяч.
— Всего-то? — не верится мне.
— Да. В Большом театре или Театре Станиславского у артиста оклад порядка 60–80 тысяч. Но в ГКД артистов, конечно, держит престижность площадки. Кремлевская сцена была и остается первой в стране.
Если «сердце» дворца — балетный класс, то его «желудок», конечно же, буфет. Дорогу сюда точно знает каждый. Тем более что путь укажет запах, который чувствуется даже в лифтах.
— Это наше любимое место, — щебечут балерины. — Здесь потрясающе вкусно готовят. А какие булочки пекут!
Кстати, те, кто думает, что балерины едят только черный хлебушек, суп из пипетки и пьют утреннюю росу, глубоко заблуждаются. Балетные обожают пончики, пирожки, пирожные и мороженое. Но едят маленькими порциями. Любят балерины каши, борщ, морепродукты. Да вообще едят все, кроме лука, чеснока (из-за запаха) и фасоли (она плохо переваривается). Спиртного в буфете Кремлевского дворца не держат принципиально. Взбадриваются артисты свежевыжатыми соками и натуральным кофе.
Звездное небо для президента
«Хорошо, что этот дворец стоит на древней кремлевской земле. Хорошо, что в отличие от чопорных дворцов буржуазных парламентов он является не только государственным зданием, но и дворцом для народа».
Юрий ГАГАРИН.
Наша экскурсия близится к завершению. Последний, 6-й этаж. Поднявшись сюда, сразу попадаешь в огромный банкетный зал. Изначально предполагалось построить его отдельно, в Тайницком саду. Но инженер Кондратьев предложил совместить два здания.
— Многие тогда сомневались: не будут ли проникать звуки с большой сцены сюда и наоборот, — рассказывает Шаболтай. — Но Кондратьев все рассчитал. В итоге получилось очень функционально и придало дворцу еще больше изысканности.
В банкетном зале проводятся многие официальные и неофициальные встречи первых лиц. После реконструкции он обладает всеми техническими возможностями большого зала. Та же исключительная акустика, тот же потрясающий свет…
— Обычно кругом выставляются столы, а вот здесь, в центре, сидит президент, — поясняет Шаболтай. — Когда проходит демонстрация художественных фильмов, то натягивают огромный экран — и глава государства оказывается прямо посередине зрительного зала. Техническое оборудование здесь самое современное. Мы специально ездим на все европейские выставки и привозим оттуда для ГКД лучшую аппаратуру. Так что звук и свет во время просмотра фильма такой, что вы теряете ощущение реальности. А во время банкета можно создать полную иллюзию звездного неба. И это будет не хуже, чем в планетарии.
А вот и самое интересное — большая смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на весь Кремль. Но я об этом могу только догадываться — стеклянная дверь на площадку закрыта, а через нее из зала видны только верхушки кремлевских башен. Сотрудники говорят, что даже во время праздников эту дверь не открывают и на спецбалкон никого не пускают. Таково указание ФСО. Но президент, если пожелает, в любой момент может пройти сюда сам и провести кого угодно.
Старожилы Государственного Кремлевского дворца мечтают сегодня разве что об одном: чтобы вход в него был отдельный. А то ведь зрители, чтобы попасть на концерт в Кремлевский дворец, стоят зачастую по нескольку часов для досмотра на входе, что со стороны Александровского сада. Так вот — входной комплекс в Кремль для них давно хотели изменить и число проходов расширить. Если не к этому, то к следующему юбилею ГКД у дворца появится свой собственный проход через Кремлевскую стену.