Судебные прения позади. Через
Следствие полагает, что Надежда Цапок, являясь гендиректором и учредителем ОАО «Артекс-Арго», в апреле
— А чтобы обеспечить себе алиби, Надежда Алексеевна уехала с мужем на лечение в Израиль? — интересуемся мы у адвоката Скрипки.
— Обвинение утверждает, что субсидии были получены «Артекс-Арго» незаконно, потому что предприятие вовремя не заплатило налогов на 30 тысяч 756 руб. 22 копейки. Сами подумайте, сколько стоит поездка в Израиль? Путевка была оплачена еще в марте, 22 апреля Надежда Алексеевна уехала в Израиль. А о том, что предприятию готовы выдать деньги на субсидии, стало известно 23 или 24 апреля. Возникает вопрос: как она могла заранее пробить себе алиби, когда она даже не знала, что будут давать субсидии?
— У фирмы были миллиардные обороты, зачем было обманывать бюджет на 30 тысяч рублей? Первоначально говорилось, что деньги просто перевели не на тот счет, сделав ошибку в одной из граф.
— В начале 2010 года произошло изменение кодов в бюджетной классификации: и у Пенсионного фонда, и у налоговой инспекции. Единственный человек, который виноват, что деньги пошли с неправильными кодами, — основной свидетель обвинения Наталья Стеблевская, которая была кассиром и готовила все эти платежные поручения. Но самое интересное, что деньги как ушли 13 апреля в бюджет, так больше назад и не вернулись. В законе написано четко, что обязанность налогоплательщика по оплате налогов считается исполненной с момента передачи им платежного поручения в банк. На следующий день банк может сгореть, у него может быть нарушена система перевода денег. За это простой налогоплательщик отвечать не должен.
Более того, работник налоговой инспекции Мельникова, по чьей ошибке денежные средства долго не могли лечь на нужные счета, уже понесла уголовное наказание. Судом установлено, что это была ошибка, а не умысел с чьей-то стороны. Но обвинение продолжает настаивать, что деньги были похищены.
— Надежда Цапок обвиняется по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере в составе организованной преступной группы), которая предусматривает до десяти лет лишения свободы.
— Там максимальное наказание — 10 лет. Это возможно, когда под следствие попадает рецидивист, в деле имеются отягчающие обстоятельства. Нам, конечно, десять лет не грозило, но если бы обвинение смогло что-то доказать, прокурор должен был дать не менее 7 лет.
— Гособвинитель потребовал для Надежды Цапок наказания в виде 3 лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в 500 тыс. рублей. Каким, на ваш взгляд, будет приговор?
— Защита ожидает приговор оправдательный. Потому что событие преступления совершенно не доказано и его в принципе не было. Но то, что сделает наш суд, я не знаю.
— Каким было последнее слово подсудимой Цапок?
— Речь была короткой и простой. Она сказала, что с нуля создала огромное предприятие, которое только налогов в год платило по 80 млн. рублей. Кредиты она получала в течение 10 лет, исправно их погашала. А ее обвиняют в том, что она никогда не делала, в чем она не виновата. Просто на пустом месте. Ее позиция простая: она не совершала преступления.
— Что ждет вторую обвиняемую в мошенничестве, главного бухгалтера «Артекс—Агро» Надежду Вежливую?
— Прокурор будет просить для нее два года условно с испытательным сроком в три года без назначения дополнительного наказания в виде штрафа. Я считаю, что суд должен их обеих оправдать.
— Кроме того, две девушки с Украины,
— Буквально вчера Надежду Цапок вызвали в Следственный комитет по Краснодарскому краю и допрашивали в качестве свидетеля. Хотя повестка пришла с указанием, что она является подозреваемой.
Могу сказать одно: по мере того как подходит к концу суд по субсидиям, следствие дает понять, что Надежду Алексеевну в покое просто так не оставят. Больше скажу, лично меня, как защитника, следователь пытался из дела просто устранить. Увидев грамотное правовое сопротивление, следователь допросил меня по этому делу как свидетеля.
— Вы так же, как Надежда Цапок, считаете, что это «суд над фамилией»?
— Я абсолютно уверен, что это дело заказное. Хотят устранить первое лицо «Артекс-Агро».
Общественное мнение за исключением бизнес-вотчины Цапков — селах Степное и Раздольное — на стороне обвинения. В станице хорошо помнят день 4 ноября прошлого года, когда в доме фермера Аметова «цапковские» вырезали 12 человек, среди которых четверо детей. Что «все страшное позади», в Кущёвской не верят. Открыто против Надежды Цапок не выступают, но между собой говорят: «Лет пятнадцать лишних гуляет на свободе. За что ее «закроют» — дело десятое, «умышленная недоплата налогов тоже подойдет».